Жизнь продолжается в снимках

До юбилейного для Кокшетау 2024 года старейший фотокорреспондент Казахстана, мастер портрета и пейзажа Владислав Холин не дожил чуть более месяца. Ушел на 88-м году жизни, оставив после себя огромный фотоархив с бессчетным количеством снимков, запечатлевших выдающихся людей родного края и его заповедные уголки.

Владислав Михайлович в последние годы буквально грезил о книге к 200-летию города. Регулярно заглядывал в редакции местных газет, в музеи и архивы, в акиматы и маслихаты.

«Это очень хлопотное занятие. Подобрать фотографии и подписи к ним – только половина дела. Нужно найти дизайнеров, корректоров, переводчиков, договориться с типографией. Как бы тщательно не собирал материал, обязательно найдутся нестыковки, которые нужно проверить. А я очень ответственно отношусь к тому, за что берусь. Все должно быть сделано на отлично», – уверял ветеран.

К сожалению, Владислав Михайлович не успел… Но мы надеемся, что его задумка о книге к юбилею Кокшетау все же воплотится в жизнь, а бесценное фотонаследие сохранится в музейных экспозициях и выставках.

Чтобы почтить память мастера, предлагаем вниманию читателей одну из последних статей о нем, вышедшую в нашей газете к 100-летию «Степного маяка» в 2020 г.

Есть только миг

Детство Владислава Холина пришлось на тяжелое военное время. Как все мальчишки, ранним утром уходил пасти бычков, возвращался затемно, голодный и уставший.

Одним из ярких воспоминаний детства стало для Владислава Михайловича начало войны:

«Помню, как высыпали из домов, кто в чем, а по улице колонной шли солдаты, шли бороться с врагом… Собирались под репродукторами, вместе слушали Молотова и Сталина и даже не представляли, как далеко еще до победы. В 1945 г. я закончил первый класс…»

В школе увлекся рисованием, ходил в изокружок. Попасть туда было сложно: из 70–80 желающих отбирали несколько человек, которые рисовали стенгазету, постоянным участником этого почетного занятия был Владислав Холин.

Увлечение фотоделом пришло позже, в 50-х. «Смена», «Киев», «Зенит». Через руки мастера прошло немало фотоаппаратов. На вопрос «Какой снимает лучше?» он с улыбкой ответил: «Тот, что в руках мастера. Шедевр можно снять и на китайскую «мыльницу», и на сотовый телефон средней руки. Снимает не фотоаппарат, снимает человек. Сейчас фотографы покупают хорошую оптику и считают, что только от этого зависит качество снимков. Секрет хорошей фотографии вовсе не в этом. Надо постоянно над собой работать. Я снимаю всю жизнь, и всегда учусь, постоянно открываю в профессии новые грани.

Не хвастаюсь, но я никогда не давал брака, несмотря на то, что всегда делал немного кадров. Хорошо, когда работаешь в тандеме с редактором и знаешь, какие снимки ему нужны».

Даже в армии не расставался с кистью и красками, занимался оформительскими работами. Прознали местные бабули, что в части есть художник, и потянулись с просьбами: кому табуретку покрасить, кому «художественным делом» помочь. Рассчитывались с молодым солдатом продуктами – кто молоко несет, кто сметану.

После службы вернулся на родину, стал работать на мехзаводе, оформлял клуб. Карьера фотожурналиста для Владислава Михайловича началась, когда его взяли в газету «Кокчетавская правда» художником-ретушером.

«Ребята меня поднатаскали, и я уже мог вместо валенок на фото туфли нарисовать. Пока работал, была одна мечта – выспаться. Газета выходила пять раз в неделю, нужно было закрывать первую и третью полосы, где располагались самые важные материалы.

Ездил по всей области, на попутках и перекладных, в любое время года, несмотря на погодные условия.

Бывало, стоишь в метель, прислонишься к какому-нибудь столбу, ждешь попутку… Потом трясешься по кочкам, пока до места доберешься. Забываешь обо всем, потому что нужно сделать фото, проявить, отпечатать, отписаться… Неважно, в каком районе был, снимки должны быть готовы к утру. За месяц выходило от 80 до 120 моих снимков», – отмечал мэтр.

Более сорока лет отдал Владислав Михайлович работе в «Степном маяке», сотрудничал с центральными газетами «Известия», «Правда», «Сельская новь».

«Фотокорреспондент должен владеть основами всех профессий, чтобы правильно снимать людей труда.

Каждый снимок должен показывать характер человека. Сложнее всего снимать врачей и учителей. Люди искусства тоже бывают разные. Приезжал к нам Константин Райкин, нужно было сделать фото для газеты.

Меня предупредили, что не любит он фотографироваться, не соглашается никогда. Вот подошел я к нему с фотоаппаратом, он рот не успел открыть, как я уже шесть снимков сделал.

Очень культурно себя вел Лев Лещенко. Мы с редактором увидели его на балконе гостиницы, узнали, в каком номере остановился, попросили выйти для фото. «Одному неудобно, надо с ребятами», – сказал он. Снимал его со всей творческой группой.

Также приятные впечатления остались от общения с Бибигуль Тулегеновой. Это умная, красивая, интеллигентная женщина, без всякой «звездности». Знаменитостей часто приглашали в редакцию, где беседовали в непринужденной обстановке за чашкой чая.

Приходилось сопровождать в поездках Леонида Брежнева, Динмухамеда Кунаева. Это очень умные и грамотные политики», – вспоминал В. Холин.

Фотокоры казахстанских газет всегда дружили. В Союзе если не в лицо, то по фамилии друг друга знали точно, а имя Владислава Холина было известно далеко за пределами бывшего СССР. Он неоднократный победитель не только республиканских, но и международных профессиональных конкурсов, член Союза журналистов СССР, Почетный журналист и отличник СМИ Казахстана, обладатель золотого пера.

«Если ничего не делаешь, начинаешь думать о возрасте, появляются болезни. От этого есть отличное лекарство: берешь фотоаппарат в руки и забываешь о возрасте и недугах. Есть только миг, который нужно запечатлеть.

Бывает, поймал фотограф удачный кадр и очень этим гордится. У меня другой принцип: я должен всегда делать только хорошие снимки. А для этого все средства хороши. Иногда приходилось несколько часов ждать, чтобы было фактурное небо или нужный свет. Но это – не потеря времени, это часть творческого процесса, результат которого один – неизменно хорошие, «живые» снимки», – подчеркивал мастер.

Руководство и коллективы ТОО «Көкше-Media», газет «Степной маяк» и «Көкшетау» выражают искренние соболезнования семье, родным и близким в связи со смертью Холина Владислава Михайловича.