Рабочий перегруз

Члены общественного совета г. Кокшетау обсудили оказание государственных услуг в сфере земельных отношений, архитектуры и градостроительства.

Руководитель отдела Айнур Танкыбаева отметила, что сейчас там работает 12 человек. При этом в результате реорганизации и объединения двух самостоятельных отделов, на ведомство возложено 16 государственных услуг разной специфики. Так, за первое полугодие специалистами оказано 6 042 услуги в сфере архитектуры и земельных отношений.

Среди них – утверждение землеустроительных проектов по формированию земельных участков, выдача решения на изменение целевого назначения, выдача разрешения на использование земельного участка для изыскательных работ, выдача окончательного решения на перевод сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой, предоставление земельного участка для строительства объекта в черте населенного пункта и приобретение прав на земельные участки, которые находятся в государственной собственности, не требующие проведения торгов, конкурсов и аукционов. Кроме этого, отдел занимается определением делимости и неделимости участков, согласованием и выдачей проектов рекультивации нарушенных земель, продажей участков в частную собственность, постановкой в очередь на получение земли, продлением срока аренды участка, выдачей решения на проведение комплекса работ по сносу строений и справок по определению адреса объектов недвижимости. Также отдел предоставляет исходные материалы при разработке проектов строительства и реконструкции, перепланировки и переоборудования, согласовывает эскизные проекты.

Сотрудники отдела участвуют в работе комиссии по государственной регистрации прав обременений на недвижимое имущество и выдаче актов приемки объекта в эксплуатацию.

Выступая перед общественным советом, руководитель ведомства отметила ряд проблемных моментов, с которыми сталкиваются специалисты в ходе работы. Определенные трудности возникают при получении технических условий в рамках оказания государственной услуги «Предоставление исходных материалов для строительства и реконструкции».

«Согласно правилам организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства по утвержденному генеральному плану, проекту детальной планировки или схеме развития и застройки населенных пунктов, услугодатель в срок не более 1 рабочего дня со дня получения представленных документов направляет поставщикам услуг по инженерному и коммунальному обеспечению опросный лист и ситуационную схему для получения технических условий с предварительной схемой трасс наружных инженерных сетей.

Поставщики услуг со дня получения вышеуказанных документов подготавливают и направляют услугодателю технические условия с предварительной схемой в срок в течение двух рабочих дней для технически и технологически несложных объектов, 5 рабочих дней – для сложных объектов, 2 рабочих дня – для мотивированного отказа в выдаче технических условий.

Отказ допускается при отсутствии свободной технической мощности, необходимой для предоставления требуемого объема услуг или отсутствия сетей или иного имущества», – пояснила А. Танкыбаева.

Также она сообщила, что при обращении отдела в коммунальные службы в рамках государственной услуги ответы не предоставляются из-за частых сбоев работы портала, в связи с чем возникают проблемы при просмотре реестров. Затруднение вызывает некорректное заполнение личных данных некоторыми гражданами, неправильно указываются номера телефонов, что, в свою очередь, сказывается на сроках проведения заслушиваний при отказе в оказании госуслуг.

«Проблемой для нас является отсутствие доступа к базе регистра недвижимости. По правилам оказания госуслуги на приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не требующие проведения торгов, конкурсов, аукционов, предусмотрено только заявление и схема запрашиваемого участка. Этого недостаточно. У отдела отсутствует доступ к базе для определения зарегистрированных прав собственности на объекты недвижимости. Данный вопрос мы уже поднимали при проверке счетного комитета.

Представитель комитета по управлению земельными ресурсами дал пояснение, что в этих вопросах действительно имеются недоработки. Между тем проблема не решается, что приводит к жалобам со стороны населения о необоснованности отказов по причине отсутствия подтверждающих документов на объект недвижимости. При запрашивании участков для обслуживания зданий, строений, сооружений, при предоставлении копии заявителями возникает риск, так как объекты могут быть отчуждены либо находиться в аресте, залоге.

Отсутствие достоверных сведений может привести к мошенническим действиям со стороны третьих лиц, так как у земельной комиссии отсутствует компетенция по проверке достоверности предоставленных копий документов», – акцентировала внимание собравшихся спикер.

В ходе встречи прозвучала информация, касающаяся критериев освоения участков. В земельном законодательстве отсутствуют предельные сроки освоения земли, предоставленной для строительства.

«К примеру, по Кокшетау имеется проблема по землям, предоставленным для ИЖС. Некоторые землепользователи уже более 10 лет не осваивают их, мотивируя это отсутствием средств и другими проблемами. Только лишь огородив территорию или возведя фундамент, они годами удерживают участок, хотя другие горожане за это время могли бы построить там дом.

В случае установления предельного срока и степени освоения участка, необходимого для продления аренды, такие неосвоенные земли можно было бы передать следующим очередникам по истечении их аренды», – подчеркнула руководитель.

Выступающая отметила, что имеются и другие факты нарушений. К примеру, пользование участками, по которым срок аренды истек, но на нем имеется жилой дом, не введенный в эксплуатацию по закону. В случае сноса таких домов возникнет очаг социальной напряженности. Оснований для продления также не имеется в связи с истечением аренды. При этом при отказах суды поддерживают сторону граждан…

В целях исключения социальной напряженности и имевшихся судебных прецедентов, земельная комиссия города пошла по пути предоставления земельных участков сроком на 1 год с целевым назначением для завершения строительства жилого дома.

«Имеются, к примеру, очередники на ИЖС, получившие выписки о решении земельной комиссии в 2016 году, но до сегодняшнего дня даже не изготовили землеустроительные проекты и не получили постановление о предоставлении участков. Что делать в данной ситуации законодательством не установлено. Также критерии и сроки освоения необходимы, чтобы определить, освоен участок либо нет, при выявлении земель, неиспользуемых по целевому назначению, предоставленных для строительства коммерческих объектов», – подчеркнула А. Танкыбаева.

В ходе встречи руководитель отдела земельных отношений, архитектуры и градостроительства проинформировала и о других проблемных моментах. К примеру, возникают вопросы по целевому назначению земель. В городе участились случаи установки торговых павильонов и закусочных на участках, предназначенных для обслуживания зданий.

«Хаотичная установка торговых павильонов перед другими магазинами и коммерческими объектами портит внешний облик города и несет опасность для граждан, так как сооружения не соответствуют санитарным и противопожарным нормам, а отдельные места превращаются в своего рода базар. Однако при направлении материалов по нецелевому использованию земли в Акмолинский департамент комитета по управлению земельными ресурсами, мы регулярно получаем ответ, что оснований для проверки нет, так как они находятся в одной коммерческой зоне», – сообщила специалист.

Кроме того, в земельном законодательстве отсутствует прямой запрет на предоставление дополнительных участков.

В соответствии с п. 7 ст. 43 Земельного кодекса РК для принятия решения о предоставлении права на земельные участки уполномоченный орган в течение 1 рабочего дня направляет утвержденный землеустроительный проект в местный исполнительный орган.

Решение МИО о предоставлении прав на участок принимается в течение 3-х рабочих дней с момента поступления утвержденного проекта и положительного заключения земельной комиссии. Вместе с тем, согласно правилам по оказанию госуслуг, после утвержденного землеустроительного проекта заявитель подает документы на второй этап госуслуги посредством портала «электронного правительства».

Спикер напомнила, что в адрес управления по контролю за использованием и охраной земель недавно поступило представление прокуратуры города о том, что акиматом Красноярского сельского округа несвоевременно выносятся решения о предоставлении участков.

Пояснения о том, что заявитель сам поздно подал документы на второй этап процедуры госуслуги не принимаются во внимание, так как нормы закона выше по иерархии чем правила, тогда как комитет по управлению земельными ресурсами и отдел анализа госуслуг акимата Акмолинской области полагают, что необходимо при предоставлении земельных участков руководствоваться правилами… Таким образом получается, что в любом случае МИО является нарушителем не по своей вине, а в связи с расхождением законодательных норм.

Резюмируя итоги заседания, председатель общественного совета Серик Какенов отметил, что он понимает, что качество работы отдела страдает из-за нехватки специалистов, так как ведомство реорганизовали и теперь оно выполняет функции как градостроительства, так и архитектуры, а это серьезные направления, требующие эффективной работы.

«Специалисты должны уметь выстраивать работу таким образом, чтобы выполнять возложенные на них функциональные обязанности четко, и чтобы не было нареканий со стороны граждан. Наш совет носит рекомендательный характер, мы можем обратиться в акимат с просьбой решить эти вопросы, но и со стороны руководства отдела должны быть предприняты определенные меры. Необходимо выступить с предложением по изменению норм законодательства в сфере земельных отношений на уровне Правительства, в профильном министерстве, вынести проблему с кадрами на заседание маслихата и решить вопрос об увеличении штата и привлечении специалистов», – подытожил С. Какенов.

Аруна КАНАТ