Нужно говорить правду

Охрана прав и защита законных интересов детей – одно из основных направлений государственной политики Казахстана. За годы независимости в стране проведена серьезная работа по достижению международных стандартов для улучшения качества жизни детей.  В преддверии Дня Республики региональный представитель Уполномоченного по правам ребенка Асем Асаинова рассказала «СМ», как в Акмолинской области защищаются права юных граждан и с какими вопросами чаще всего обращаются к детскому омбудсмену.

– Казахстаном ратифицировано множество международных документов, касающихся прав детей. Конвенция о правах ребенка является первым и основным международно-правовым документом в этой сфере. Кроме того, у нас сформирована национальная законодательная база правовой защиты, направленная на обеспечение права детей на жизнь, защиту чести и достоинства, образование, социальное обеспечение, медицинскую помощь, отдых, участие в общественной жизни и культурных мероприятиях. В программных документах предусмотрен комплекс мер по профилактике правонарушений, совершенствованию социальных механизмов по интеграции в общество несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

С 1991 года в Казахстане формируется система психолого-педагогического обеспечения образования.

Вводятся должности психологов и социальных педагогов в каждой школе. С 2007 года работает межведомственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве РК.

С 2016 года введен институт Уполномоченного по правам ребенка. Ежедневно ведется работа по оказанию консультационной, психологической, юридической помощи детям и родителям по телефонам доверия. С

2022 года акимы регионов назначили региональных Уполномоченных по правам ребенка. Как видите, у нас многое делается в части усовершенствования законодательной базы, – поделилась А. Асаинова.

– Какие вопросы сейчас наиболее актуальны?

– На повестке дня всегда темы предотвращения и своевременного реагирования на правонарушения в отношении детей, когда происходит насилие любого характера.

Самая большая трудность здесь – это замалчивание и равнодушие. Когда соседи, родственники, знакомые знают, что в семье происходит беда или насилие над ребенком или женщиной, но не говорят об этом. Нам всем нужно учиться называть вещи своими именами. Тело ребенка неприкосновенно, у него есть личное пространство и личные границы. Главное, чтобы дети поняли, что они не одни, что их не бросят в беде, а окажут помощь. Поэтому так важно научить их не скрывать факты насилия. Пока же, к сожалению, многие просто молчат о недостойном обращении, которое не может быть нормой.

Очень хочется, чтобы госорганы и неправительственные организации оперативно реагировали на эти вещи.

Только так мы сможем сделать Казахстан страной без насилия.

При этом помощь должна оказываться экспертами, и она должна быть конфиденциальной, а не травмировать психику ребенка. Из-за этого в учреждениях образования родители зачастую не доверяют школьным психологам, отказываются от тестирования и анкет…

В нашей области защита прав детей организована на высоком уровне, есть понимание и взаимодействие между различными ведомствами и организациями, выработан определенный алгоритм действий. Главное, при возникновении любой негативной ситуации нужно извлекать уроки и делать правильные выводы, чтобы избежать насилия над детьми.

– Согласны ли Вы с тем, что безопасному поведению детей нужно учить? Помню такой случай, произошедший в общественном транспорте. К девочке стал приставать мужчина, она не растерялась и включила видеозвонок маме и показала лицо мужчины. Мама обратилась за помощью к пассажирам в автобусе, в итоге этого человека затем арестовала полиция…

– Прежде всего детей нужно учить самоуважению. Когда мы молчим и не просим помощи, это неуверенность в себе, низкая самооценка. Детей необходимо учить защищаться. Например, если за ребенком кто-то гонится, надо не забегать в подъезд, а бежать туда, где многолюдно, в магазины, кафе, громко кричать и привлекать внимание взрослых.

Случай, о котором Вы говорите, показал, что ребенок действительно владеет знаниями, как себя защитить.

Тут и мама правильно среагировала, и окружающие не остались в стороне. Вот к этому мы и должны прийти.

У нас еще такой менталитет… Родители часто говорят ребенку: молчи, громко не смейся. Мы не умеем выражать свои чувства и эмоции. Конечно, к каждому случаю нужно подходить индивидуально. Однако перестраивать сознание людей – это сложный и длительный процесс.

Есть, к сожалению, женщины, которых годами избивают мужья, но они не могут попросить помощи у родственников, молча терпят унижения и такое же поведение передают своим детям. Поэтому из года в год история с насилием повторяется.

Бывают случаи, когда обратившиеся просят у меня денег, но такую помощь мы не оказываем. Мы можем поддержать с трудоустройством, выделить при необходимости канцелярские принадлежности и одежду детям, помочь с продуктами, предоставить на время бесплатное проживание в кризисном центре.

Есть, конечно, и положительные примеры. Я знаю женщину, у которой 5 детей, сама она сирота, но не падает духом. Многодетная мама открыла свое дело, став предпринимателем. Она неоднократно обращалась ко мне за помощью, но ее больше интересует возможность заработать собственным трудом. Я считаю, такой подход правильным, когда человек сам стремится изменить свою судьбу, рассчитывает на свои силы и готов упорно работать. Граждан нужно отучать от иждивенчества.

К примеру, многодетные семьи получают от государства адресную социальную помощь. Каждая семья должна хорошо подумать, куда вложить эти деньги, как ими правильно распорядиться, чтобы получить еще и дивиденды. Не стоит сидеть сложа руки, такое поведение – плохой пример для детей.

Кстати, для некоторых граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, достаточно консультации психолога, чтобы они прошли терапию и поверили в собственные силы.

– Как проходит Ваш день, много ли нагрузки?

– День у меня ненормированный. На экстренный вызов могу выехать и в 22.00, и под утро. Помимо этого, много езжу по районам, когда поступают обращения. Некоторые находятся настолько далеко от Кокшетау, что иногда думаю, почему они вообще относятся к нашей области…

Я также провожу обследование жилищно-бытовых условий, когда ко мне поступают заявления. За это время поняла одну вещь: сейчас многие снимают квартиры и вообще не знают, кто у них соседи, и как они живут, все стали равнодушными друг к другу. А вот старшее поколение внимательно. Пенсионеры почти всегда могут рассказать о каждом проживающем в доме, знают, что происходит в их дворе. Активные бабушки, выступающие старшими по подъезду, более бдительны и наблюдательны.

Я отрабатываю все случаи насилия или правонарушений совместно с психологами, социальными работниками и медиаторами. В каждом конкретном факте стараюсь разобраться лично. Беседую с родителями, детьми, соседями, родственниками. Если нужна консультация, звоню в ювенальную полицию, в органы опеки, мы с ними очень хорошо сотрудничаем.

Помимо прочего, провожу встречи с участковыми полицейскими, рассказываю им о нашей деятельности и работе кризисного центра «Шанс», чтобы стражи порядка тоже были в курсе.

Мы активно сотрудничаем со всеми правоохранительными органами, управлениями здравоохранения и образования, социальными и психологическими службами региона.

К слову, в последнее время стало гораздо меньше обращений по бытовому насилию. Скорее всего, потому что многие случаи замалчиваются самими жертвами. Хотя мы и стараемся активно проводить информационно-разъяснительную работу в этом направлении…

– Что самое важное в Вашей работе?

– Приоритетным является забота о ребенке, его безопасность и комфорт. Конечно, мы всегда стараемся сохранить семью, не отлучать ребенка от матери или отца. Но иногда видим, что ребенку будет лучше в казенном доме, нежели оставаться с бездушными и безответственными родителями. Ведь насилие чаще всего происходит дома.

В некоторых случаях мне приходится самой писать заявление на взрослых в управление полиции о том, чтобы приняли меры, чтобы люди понимали, что жестокое обращение с детьми не останется безнаказанным. Некоторых взрослых нужно учить быть родителями.

Радует, что и дети сейчас другие, они лучше осведомлены о своих правах. Просто нужно чаще спрашивать у подростков, счастливы ли они, все ли их устраивает в семейном быте? В семье нужно говорить правду. Нельзя допускать фальши и лжи.

Если, к примеру, вы видите, что не справляетесь со своими обязанностями как мама, не знаете, как остановить подростка, если он злоупотребляет вредными веществами, то можно честно признаться: «Я люблю тебя, переживаю за тебя, но не знаю, как быть, как помочь тебе. Помоги мне стать хорошей мамой».

В этом случае, уверена, ребенок обязательно откликнется, захочет поговорить с вами откровенно, поделиться своими волнениями и тревогами. С детьми мы должны быть открытыми и добрыми, только тогда будет хорошее взаимопонимание.

Часто мы видим, как в общественном транспорте взрослые «нападают» на молодых из-за того, что те не хотят уступать место. А может нужно быть мягче и спокойнее и просто попросить об этом, не вызывая агрессию и сопротивление?! Я не раз становилась свидетельницей того, как в автобусе контролеры грубо разговаривают с детьми, могут повысить голос, накричать, толкнуть, дернуть за рюкзак. Всегда в таких случаях стараюсь вмешаться, делаю замечание взрослым. Мы должны спокойно разговаривать друг с другом, особенно в общественных местах. Необходимо развивать культуру поведения и общения.

– Куда еще можно обратиться за защитой прав детей?

– В Казахстане появился единый телефон доверия для всех граждан, ставших жертвами бытового насилия и буллинга. Контакт-центр работает круглосуточно по номеру 111.

Аруна КАНАТ