Дорога в несколько тысячелетий

Разглядывая затейливые узоры, вышитые искусными мастерицами, мы редко задумываемся над их символикой и значением. А между тем в них скрыт глубокий сакральный смысл. У каждого народа орнамент имел свои неповторимые, присущие только ему черты. В нем сохранилась тысячелетняя мудрость предков, их мировоззрение и первые попытки отразить таинственные силы природы средствами искусства.

Присутствуя в самых разных сферах жизни, узоры сопровождали степняков с первых дней, служили украшением бесика – казахской колыбели младенца, затем его первой рубашки, а с наступлением периода взросления мастерицы украшали орнаментом свадебные наряды жениха и невесты. Узорами украшали юрты, корпе и покрывала, бытовую утварь и одежду, оружие.

«Казахи – очень умелый, искусный народ. Они создали уникальные и великолепные знаки в виде орнаментов», – так считает преподаватель по дизайну одежды Высшего колледжа культуры им. Акана серi г. Кокшетау Кульжазира Хавдыразах.

В сфере образования Кульжазира проработала 28 лет. Сначала в Кокшетауском университете им. Ш. Уалиханова, а затем в колледже культуры, где трудится уже 9 лет.

По словам учителя, первое образование она получила в Монголии. Позже с семьей и родными переехала на историческую родину в Казахстан, где окончила КУ им. Ш. Уалиханова по специальности «черчение и рисование». Сейчас Кульжазира Хавдыразах является членом Евразийского союза дизайнеров и награждена соответствующей медалью.

На занятиях педагог с особым трепетом передает знания своим ученикам. С любовью оформлен и кабинет народно-прикладного искусства. Шторы вышиты красивым орнаментом, на стенах висят картины с различными узорами. Именно здесь студентки осваивают сложную технику вышивок корпе и ковров с геометрическим орнаментом, благодаря эскизам, подготовленным преподавателем. Под умелым руководством наставника девушки шьют себе красивую одежду в национальном стиле и изготавливают кукол. На полках уже разместились красотки в японской, египетской и корейской одежде, а также в индийском, казахском и славянском убранстве.

Кульжазира Хавдыразах подчеркивает, что в системе орнаментального мышления заложен особый вид абстрактного сознания, в котором четыре структурных элемента: круг, завиток, крест и треугольник, которые порождают сотни вариаций. Это могут быть и четыре времени года, и четыре стороны света…

«В казахских орнаментах, как и в народных мифах и сказках, таятся смыслы и знаки, идущие из глубины веков. Некоторые из них были утрачены, а иные, передаваясь от поколения к поколению народными мастерами и мастерицами, дошли до нас в своем первозданном виде. Орнамент в переводе с латинского означает украшение, по-казахски – это oю-өрнек, от слов «ою» – выкройка и «өрнек» – узор. Изначально, когда наши предки жили в единении с природой, орнаменты служили им оберегами, считалось, что они способны притягивать удачу и счастье», – отмечает педагог.

В вышивку мастерицы вкладывали определенный смысл. Например, существовал такой обычай: девушка, вышедшая замуж, через некоторое время после свадьбы присылала своим родственникам подарки. И это был не просто подарок, а «весточка» о том, как живет молодая невеста. Если вышит был высокий и худой человек, а рядом с ним полный и маленький, то это означало, что живет девушка плохо. Если же на подарке изображался клюв птицы, то родители знали, что девушка живет в чужом доме как вольная пташка.

Древние считали одежду индивидуальным домом для тела, которая могла защитить их от воздействия таинственного и опасного мира. Орнаментами в защитных целях украшались самые «уязвимые» участки – горловина, низ изделия и низ рукавов, а также места соединения отдельных полотнищ тканей. Особенно тщательно и богато украшались швы.

Орнамент, расположенный над пологом двери юрты, благословлял: «Пусть никогда не угаснет огонь в этом доме!» Детали убранства лошади украшались узорами, которые, как считалось, принесут удачи всаднику, быстроту и неутомимость коню. Имели смысловое значение и материалы, используемые для орнаментальных украшений. Для выражения богатства и святости применяли золото или янтарь. Красный коралл олицетворял радость, жемчуг или серебро – честность и правдивость, бирюза – верность и вечность, прозрачный топаз – чистоту.

В казахской традиционной культуре, родоначальником орнаментального искусства принято считать широко распространенный в народном быту рогообразный орнамент зооморфного мотива. Самый распространенный его элемент – это қошқар мүйіз – бараньи рога, символизирующий жизненную силу, благодать, достаток и благополучие. Далее идут его производные и модификации: қос мүйіз – парные рога, сыңар мүйіз – один рог. Или же такие мотивы, как қарға тұяқ – воронья лапка, аша тұяқ – раздвоенное копыто, құсмұрын – птичий клюв, құсқанат – птичье крыло. Они уходят в глубины сакского времени, базируясь на многочисленных сюжетах «звериного стиля».

К зооморфным относятся также волчьи уши – «бөрi кұлақ», характерные для ювелирного искусства и тиснения по коже, голова скакуна – «тулпар бас» – в виде крестовины с головами лошади по углам. Один из самых распространенных в казахском орнаменте зооморфный узор четыре уха – «төрт қүлақ». Это крестовидная фигура, составленная из взаимопересекающихся линий с четырьмя бараньими рогами, расположенными по углам. Из него строится система узоров для центрального поля ковров.

К растительным орнаментам относятся элементы в виде листьев, бутонов. Цветки и их переплетения раскрывают в казахском орнаменте понятия единства, развития и взаимосвязи. С растительно-цветочными мотивами связывались идеи плодородия, вечного обновления и возрождения жизни, изобилия.

Как и большинство древних народов, казахи обожествляли небо. Так появились космогонические орнаменты. На одних – звезды и луна, на других – природные явления.

Одной из разновидностей орнамента, появившейся в глубокой древности, можно назвать родовой знак, или тамга (от казахского «таңба»), который у разного рода был свой. Этот знак у тюркских народов передавался по наследству. Казахи издревле использовали родовую тамгу для клеймения скота, тем самым обозначая его принадлежность.

Следующая тайна, скрытая в орнаменте, – экономическая. Все, что принадлежало человеку в его мире, он в форме символа клеймил, указывая личную принадлежность. Рисуя различные знаки, человек в первую очередь метил «свое», и только во вторую очередь пытался придать оружию силу, продукту труда – легкость, надежность и красоту…

Известно также, что орнаментальное искусство прекрасно передавало богатство и красоту родного края, перипетии общественной жизни. В каждом образце одежды, в каждом узоре была отображена народная история. Каждая деталь несла глубокий смысл и философию жизни.

Например, колористика, преобладающая в казахских тканых изделиях, состоит из невероятно жизнерадостной и красочной гаммы, которая основана на контрастных сочетаниях бархатно-черного, или бордового, или же синего фона. Этот жизнерадостный спектр отсылает нас к весеннему разнотравью цветущей степи, в цветовой символике которого красный олицетворяет огонь, энергию солнца и любовь, синий – небо, белый – истину, желтый – мудрость, нравственность, печаль, а зеленый – молодость и весну.

В аудитории колледжа, где проводит занятия Кульжазира Хавдыразах представлена целая выставка одежды в национальном стиле. Там есть костюмы для девушек с саукеле, платья и жилеты для бабушек вместе с национальным головным убором, а также чапаны из войлока, сшитые руками студентов в качестве дипломных работ и для участия в конкурсах по дизайну.

К слову, педагог вместе со студентами активно участвует в различных городских, областных, республиканских и международных творческих состязаниях. Ее ученики достойно защищают честь колледжа и занимают призовые места. К примеру, они становились неоднократными победителями чемпионата «WorldSkills».

Стоит отметить, что кабинет оборудован современными швейными машинками и другим высокотехнологичным оборудованием.

«На занятиях основной акцент делаем на дизайне одежде. В него входит много направлений, в том числе и национальный стиль. Также изучаем моделирование, конструирование, эскизную технику, изготовление украшений.

Орнаменты, используемые нашим народом в быту, можно назвать художественным произведением, рожденным его интеллектуальным и эстетическим мировоззрением. Многие исследователи отмечают, что в основе древних орнаментов лежит стремление нашего народа в точности запечатлеть впечатления от явлений природы. Существует мнение, что орнаментальное искусство – это своего рода культурная генеалогия народа, как и устная литература.

Путь казахского орнамента – это дорога в несколько тысячелетий, которая наполнена красотой, изяществом, глубоким философско-социальным смыслом и мастерством ремесленников. Поэтому сегодня возникает необходимость правильного истолкования и использования его в знаково-символическом смысле в бытовых изделиях, одежде, ювелирных изделиях, декорировании архитектурных сооружений.

К сожалению, многое из этого богатейшего наследия, передававшегося по крупицам из поколения в поколение, утрачивается. Поэтому важным является возрождение, сохранение, изучение и пропаганда культуры казахского народа, передача молодежи сокровенных знаний об орнаментальном искусстве.

Считаю, что орнамент – бренд казахского народа, поэтому нужно его обязательно популяризировать и продвигать. По нему нас узнают в мире и идентифицируют, что мы – казахи.

На своих занятиях я стараюсь донести до молодежи уникальность орнамента, его глубокий философский смысл, научить бережному отношению к духовным богатствам нашего народа», – поделилась преподаватель.

Аруна КАНАТ