8 Марта – Международный женский день

Татьяна Чмеленко: «Я всегда в приподнятом настроении»

В сфере образования Татьяна Александровна работает более 40 лет, 35 из них – учителем начальных классов. Причем 31 год – в школе-гимназии № 11 г. Кокшетау, где 27 лет была заместителем директора.

Сейчас Т. Чмеленко преподает русский язык и литературу. Как истинный педагог, очень трепетно относится к своим урокам, стараясь не только пробудить у ребят интерес к чтению и дать необходимые знания, но и раскрыть в каждом личность.

Татьяна Александровна, несмотря на пенсионный возраст, как прилежная ученица, с удовольствием познает новое, стремится быть в тренде инновационных методов и приемов обучения, используя, в том числе свои авторские наработки.

А еще она прекрасный рассказчик. У нее огромное количество историй об учениках, что неудивительно, учитывая сколько поколений школьников выпустила Татьяна Александровна. При этом она с любовью и душевной теплотой говорит о каждом из них, называя просто: «мои дети».

«Если бы меня спросили: будь у тебя возможность начать новую жизнь, кем бы ты хотела стать? Я, не раздумывая, сказала бы, что хочу быть учителем. Я люблю детей, люблю свою работу, мне нравится делиться знаниями. Это особое состояние души – читать в глазах учеников живой интерес и благодарность.

Я и сама люблю учиться, поэтому читаю много профессиональной и художественной литературы, до сих пор прохожу различные курсы для повышения квалификации.

Считаю, что жизнь моя удалась и я счастливый человек. У меня двое детей и две прекрасные внучки. Старшая оканчивает гимназию, а младшая в этом году идет в первый класс.

Я очень люблю наш Кокшетау, и никуда не собираюсь отсюда уезжать. Я патриот и поэтому хочу, чтобы все граждане страны жили с таким же чувством, понимая, как замечательно жить на родной земле и восхищаться своим краем»,делится Т. Чмеленко.

Татьяна Александровна, у Вас много интересных историй, а можете поделиться одной из них с нашими читателями?

– Родилась я в глубинке, в Володаровском районе в маленьком поселке, носившем название Петропавловка. Семья была большая, 5 детей. Мама и бабушка рассказывали, что родилась поздно ночью дома, а не в больнице. Папа поднял меня, кроху, и сказал: «Это будет моя учительница». Так что с ранних лет уже знала, что буду преподавать…  

– В последние годы в системе образования наблюдается много перемен и реформ, как Вы к ним относитесь?

– Вся моя жизнь связана с педагогической деятельностью. Конечно, у меня почетный стаж, только в школе-гимназии я проработала 31 год, а так в системе образования – 41. За это время, благодаря глобальным изменениям, в нашу сферу было привнесено много нового и креативного.

Многие с ностальгией вспоминают советскую систему образования и немного критично относятся к современной. Не хочу сказать, что я консерватор, но выступаю за то, чтобы был синтез новаторства и опыта. Самое лучшее из обеих систем можно и нужно использовать. Неслучайно, ведь в Англии обратили внимание на нашу старую систему образования, именно ее они готовы взять за основу. Новое – это замечательно, но не стоит забывать о всем хорошем, что было в прошлом. Взаимообогащение лишним не бывает.

Радует, что мы выпустили много замечательных учеников, они получили хорошие профессии и стали достойными людьми. До сих пор навещают своих наставников, с ностальгией вспоминая школьные годы, дарят на праздники красивые букеты. Среди наших выпускников –   юристы, полицейские, врачи, медсестры и, конечно, педагоги. Некоторые даже работают в родной ШГ № 11 учителями.

– Вы выпустили не одно поколение учеников, Вам есть с чем сравнивать. Скажите, поменялись ли дети, их мировоззрение и отношение к учебе?

– Помню, когда я начинала работать, тогда даже стационарные телефоны были не у всех. А сейчас все дети в гаджетах и уделяют им много внимания и времени. Думаю, с одной стороны, современным родителям легче, так как ребенок сидит в телефоне, он самозанят и его не нужно развлекать. Но страшно другое: они не обращают на него внимание и даже не интересуются, какие страницы в социальных сетях он посещает и в каких чатах сидит. А это обязательно нужно знать. Дети во все времена одинаковые и имеют потребность быть услышанными и понятыми. Если их заинтересовать, замотивировать, то они смогут показать высокие результаты. Будут не в телефоне сидеть, а с «открытым ртом» слушать и учителя, и родителя.

– Сейчас в школах работает много молодых учителей, у них другой подход к учебно-воспитательному процессу. Что бы Вы им посоветовали?

– Порекомендовала бы быть более внимательными к детям. Очень важно соблюдать педагогический такт, стремиться никого не обидеть, потому что сейчас такое время, когда авторитет учителя немного пошатнулся. Неслучайно же поднимается вопрос о статусе педагога.

Я бы отметила, что молодые учителя очень креативные, они больше дружат с информационными системами и новыми технологиями, могут добыть любую информацию во всемирной паутине. Может быть, пожилым учителям не всегда это удается, но старшее поколение не перестает учиться и осваивать технику и современные методики преподавания.