Забвению не подлежат

Казахстанцы продолжают поиск сведений о родственниках, пропавших без вести в годы войны.

Внуки, правнуки и праправнуки солдат и офицеров, лежащих в безвестных могилах, бережно хранят оставшиеся разрозненные сведения о своих героических предках, их фотографии. Многие до сих пор продолжают поиски информации о месте захоронения воинов, этому процессу способствует работа международных поисковых групп, общественных объединений и разработка специальных сайтов.

Среди них – банк данных «Мемориал», в котором обобщена база Центрального архива Министерства обороны РФ и других стран, платформы с указанием информации о воинах, награжденных медалями, базы данных госпиталей, поисковая система «Бессмертный полк», информация о советских гражданах, умерших во время Второй мировой войны в лагерях, международная служба розыска, куда можно подать запрос, если известно, что родственник попал в плен и мог погибнуть в немецком концлагере.

Подполковник в запасе Дулат Берденов долгие годы проработал в Академии гражданской защиты им. М. Габдуллина, выйдя на заслуженный отдых, решил найти места захоронения двух своих дедушек, пропавших в годы войны.

«Писал неоднократно письма и отправлял запросы в течение нескольких лет в разные инстанции. Мне удалось найти место захоронения дедушки по маминой линии Сабыра Шаримова. Он был призван в армию в 1941 году. Скорее всего дед был в дивизии № 312, которая была сформирована на территории нашего региона. Нашел место захоронения в Калужской области в Ивановском. Там имеются три захоронения с братскими могилами, где похоронены по 600 и 2 000 человек. Я оправлял запрос в Центральный архив Министерства обороны России и в итоге узнал, что Сабыр Шаримов захоронен в районе деревни Туровка. Поиск затруднял тот факт, что названия многих населенных пунктов поменялись, некоторых сел уже нет на карте.

Перед пандемией мы с семьей поехали туда на машине, своим ходом объездили практически всю Россию. Побывали на братской могиле, прочитали молитвы и развеяли горсть земли, специально привезенную из родного села дедушки», – делится Дулат Жанузакович.

Местные жители рассказали приехавшим казахстанцам, что павшие солдаты отчаянно сражались, в основном в дивизии были выходцы из Бурятии, а также якуты и казахи. Не было фактов, чтобы кто-то сдался в плен, воины героически бились и последней пулей выстреливали себе в голову, предпочитая смерть, чем сдаться врагу.

«Если посмотреть по карте продвижение наших дивизий, то видно, что немцы захватили Смоленск, Вязьму, было большое наступление фашистов. Это была прямая дорога на Москву, и на их пути встали наши дедушки, в лесу они дали достойный отпор врагу. Там дедушка Сабыр героически погиб, сражаясь за Родину. Уже после войны, в 50-х годах, всех погибших солдат перезахоронили в одну общую могилу», – рассказывает Дулат Берденов.

По словам подполковника, о дедушке со стороны отца Ракыше Берденове известно, что он погиб в 1945 г. Поиски точного места захоронения продолжаются.

«Скорее всего дед захоронен в городе Полесск Калининградской области. Он был призван в армию в июле 1941 года и сразу ушел на фронт, ему было 39 лет. На тот момент у него оставалось 7 детей и беременная супруга, наша бабушка. От дедушки приходили письма, но там не был указан обратный адрес и номер войсковой части. И это осложнило поиски. В архивах есть информация, что он был ранен, после госпиталя попал в новые переформированные подразделения дивизии.

Покопавшись в архивах, я выяснил, что дед был на 3-ем Белорусском и Прибалтийском фронтах и принимал участие в Кенигсбергской операции. На этом мои поиски остановились. Чтобы узнать информацию и получить допуск к документам, нужно специальное разрешение.

Затем я стал искать данные деда по Книгам памяти Российской Федерации. Если у нас, к примеру, в Казахстане имеется Книга памяти по регионам, и там указано, откуда был призван фронтовик, то в российских изданиях, наоборот, указывается, где погибли солдаты.

Я искал в том районе, где шли бои, и где указано, что имеются братские могилы. В одной из них написана только фамилия Берденов без инициалов, это в городе Полесск Калининградский области. Мой дед по официальным данным погиб или 28 февраля, или 2 марта 1945 года. Фамилии такой больше нигде нет. Я просмотрел все Книги памяти, работал методом исключения, похожую фамилию не нашел. В некоторых документах он пишется как Рау Берденов и Ракош Берденов, в то время писари коверкали казахские имена и фамилии», – пояснил подполковник.

Дулат Берденов хотел съездить в то место, где похоронен его дедушка, но началась пандемия коронавируса и ему пришлось отложить поездку. Он не теряет надежды, что сможет однажды показать детям могилу деда и рассказать о подвиге солдат-земляков подрастающему поколению.

«Обратил внимание, что в деревнях, которые мы посетили, очень хорошо относятся к казахстанцам, местные жители стараются следить за братскими могилами и благодарят нас, потомков фронтовиков, за то что мы не забываем и ищем своих предков, приезжаем из другой страны и посещаем вместе с детьми места захоронения солдат. Это и есть преемственность поколений.

Наши деды отдали жизни за мирное небо над нашими головами, и самое малое, что мы можем сделать для них – это сохранить для потомков память об их героизме», – отметил Д. Берденов.

Аруна КАНАТ