Выход из тени

Руководитель департамента Комитета технического регулирования и метрологии МТИ РК по Акмолинской области Нурбек Хабиев ответил на вопросы редакции о внедрении в Казахстане обязательной цифровой маркировки.

«Цифровая маркировка (маркировка контрольными идентификационными знаками, или КИЗ) – это автоматизированная система контроля товарооборота, работающая по принципу нанесения кода на каждую единицу товара. Информация о каждой поставленной на учет единице товара сохраняется в базе данных и должна прослеживаться на любом этапе – при производстве, при импорте в страну, при дистрибуции в оптовые точки и при продаже через розницу конечному потребителю», – отмечает Н. Хабиев.

– Нурбек Ермекович, а зачем вообще нужна маркировка?

– Необходимость маркировки для государства заключается в сокращении «теневого» рынка в виде контрафакта и контрабанды, закрытии нелегальных производств, повышении собираемости налогов, защите потребителей от недостоверной информации о товаре. Например, пациент получит лекарство, которое от момента производства (ввоза) прошло все этапы, зафиксированные в базе данных, что подтвердит его происхождение, оборот и даст всю необходимую информацию о нем.

– Есть ли мировой опыт в этой сфере?

– По данным экспертов, некоторые развитые страны, такие как США, Китай, государства ЕС и Бразилия, уже достаточно давно реализуют проекты маркировки и прослеживания, инициируя их в том числе на государственном уровне.

– А с чего все началось в Казахстане?

– В рамках ЕАЭС для борьбы с теневым рынком было инициировано соответствующее соглашение. Изначально пилотный проект затрагивал только меховые изделия. Он был успешен. Затем данные нормы имплементировались в Закон РК «О регулировании торговой деятельности».

– Все ли товары обязательно маркировать?

– Нет, только те, по которым введена обязательная маркировка.

– Как апробируется внедрение маркировки?

– Проводится пилотный проект по конкретной категории товаров (добровольное участие). Отрабатываются все вопросы и принимаются корректирующие действия. В итоге совместно принимается решение о введении маркировки. Были случаи, когда обязательная маркировка по конкретным товарам признавалась нецелесообразной (низкий уровень контрафакта при высоких издержках).

Прежде чем вводить маркировку, перерабатывается большой массив информации, направленной на подтверждение необходимости ее введения.

– Что будет, если у соседей будет маркировка, а у нас нет?

– Барьеры при экспорте.

– Почему единым оператором процесса маркировки выступает АО «Казахтелеком»?

– Законом был предусмотрен соответствующий конкурс. Он состоялся, в принятии решения участвовали все госорганы и НПП.

– Какие товары уже маркируются и почему?

– Три товарные группы: табачная продукция – с 2020 г., обувные товары – с ноября 2021 г. и маркировка 90 позиций лекарственных препаратов – с ноября 2022 г. Эти товарные группы были выбраны для маркировки в силу ряда факторов. Так, по данным экспертов, официальная доля теневого оборота в РК только по обувным товарам составляет 48,5%, по фармацевтическим препаратам – 12%.

Дарья ЛОВЦОВА