Во имя благополучия детей

В столице состоялся общенациональный форум для родителей «Өзіңді тап – өзегіңе орал», инициированный республиканским общественным объединением «Сенімен Болашақ».

Столь масштабное мероприятие стало уже традиционным и проводится третий год подряд. В форуме приняли участие около 700 активных родителей из всех регионов республики, а также известные общественные и государственные деятели, ученые, педагоги и психологи, депутаты, члены родительских комитетов и попечительских советов образовательных организаций, юристы. Обсуждались на форуме самые актуальные вопросы: современные аспекты воспитания, создание уютной семейной атмосферы для благополучного развития, соблюдение прав ребенка и пропаганда семейных ценностей в обществе, проблемы репродуктивного здоровья подростков, вредные привычки, социальные проекты, направленные на поддержку детей и способствующие информационной безопасности и развитию цифровой культуры.

На мероприятии поднималась и тема дефицита педагогических кадров в Казахстане. В своем выступлении вице-министр науки и высшего образования Талгат Ешенкулов отметил, что сегодня не хватает более 4,5 тыс. учителей и преподавателей. Только в столице ежегодная потребность в педагогах – порядка тысячи человек. С учетом повышения статуса учителей в обществе Правительством прорабатываются новые требования для поступления абитуриентов по педагогическим направлениям.

«В стране не хватает несколько тысяч учителей. Поэтому по поручению Президента Министерство науки и высшего образования работает над тем, чтобы запустить в Астане новый педагогический вуз», – отметил вице-министр.

«Если раньше на педспециальности абитуриенты поступали по остаточному принципу, то сегодня наметилась положительная тенденция, когда в педагогику идет талантливая молодежь, среди которой немало обладателей знака «Алтын белгі». Кроме того, в 2021 году пороговый балл для поступления на педагогические специальности был повышен до 75. Ежегодно увеличивается количество грантов, выделяемых на педспециальности, также за последние несколько лет была значительно увеличена стипендия», – пояснил Т. Ешенкулов.

Участница форума в составе делегации от Акмолинской области, многодетная мама и общественный деятель Куралай Джумабекова поделилась впечатлениями:

«РОО «Сенімен Болашақ» функционирует около трех лет, но за это время им сделано много в рамках высокой миссии объединения родителей по всему Казахстану и формирования осознанного подхода взрослых к воспитательному процессу.

Само название встречи «Өзіңді тап – өзегіңе орал» несет глубокий, трепетный философский и нравственный смысл, а девиз мероприятия «Ой айту емес, ой ояту!» (Не говорить мысль, а разбудить мысль!) заставляет задуматься о том, что нужно больше уделять внимания семье, вести диалог с родными, делиться своим опытом в работе с родительской общественностью.

Я, как многодетная мать и приемная мама для 13 детей, слушая спикеров, еще раз убедилась, что для ребенка очень важна семейная платформа как фундамент построения успешной и счастливой личности. Меня волнует проблема детей и социального сиротства. Без близкого и родного человека, без родительской поддержки подростку трудно держать ориентир в этом непростом мире. А если нет навыков в социализации, то и будущее детей-сирот будет трудным. В лице руководителя движения «Сенімен Болашақ» Нуркена Асанова вижу сильного лидера, патриота, который может изменить систему семейного воспитания в Казахстане, создать новые площадки для диалога», – отметила К. Джумабекова.

Карта проблем и задач

Чтобы лучше изучить проблемы, с которыми приходится сталкиваться родителям, фондом было проведено социологическое исследование по всей стране, в котором свою точку зрения высказали 32 755 человек, среди них и дети в возрасте от 13 до 17 лет.

«Результаты опроса показывают, что казахстанский родитель – это в основном женщина, – отмечает председатель РОО «Сенімен Болашақ» Жансая Бердимурат. – По результатам опроса, 51% родителей постоянно читает различные информационные материалы о воспитании детей. Наблюдается региональная дифференциация в выстраивании позитивных отношений с ребенком. Исследования выявили, что около 80% родителей Акмолинской, Павлодарской, Костанайской, Северо-Казахстанской областей превратили в ежедневную привычку говорить добрые слова, шутить и целовать своего ребенка. В южных регионах этот показатель ниже 67%».

Около 79% родителей выразили готовность бросить все свои дела и заняться ребенком в любой ситуации, а 76% пап и мам регулярно проводят один день недели вместе с детьми. При этом привычка вечерних бесед по итогам дня, которая имеет важное воспитательное значение, наблюдается только у 60% родителей.

Также анкета показала, что около половины родителей предпочитает ездить в гости к родственникам во время выходных, 30% назвали шопинг или экотуризм как способ совместного досуга с детьми и лишь 12% выбирают посещение культурных мероприятий (кино, концерты, театральные спектакли). Трудовое воспитание ребенка практикуют около 86% родителей, из них 60% считают труд обязанностью ребенка и лишь 26% подходят к трудовому воспитанию осознанно.

«Многие родители считают, что у них налажены коммуникации с ребенком: я его одеваю, обуваю, провожу с ним время. Проведенное время вместе – это раз в неделю съездить за продуктами, сходить в гости к родственникам. На самом деле, ребенок просто сопровождает родителя, а это некачественно проведенное время. Достаточно 10–15 минут в конце дня уделить ребенку, поинтересоваться, как у него дела. В этом гораздо больший воспитательный эффект», – подчеркнула руководитель объединения.

В ходе обсуждения актуальных проблем, связанных с воспитательным процессом, говорилось, что только осознанный родитель способен воспитать самодостаточную личность.

«Участвовать в жизни ребенка – не означает устраивать допросы или грозно напоминать о морали в стрессовых для него моментах. Это означает вовлекать ребенка в семейные обсуждения, относиться с уважением к его личности, не контролировать, но знать о событиях в его жизни, не грозить, а советовать, помогать сделать выбор», – подчеркнула Ж. Бердимурат.

Во время выступления она в качестве примера привела следующую статистику. По опросам взрослых видно, что 84% родителей советуются со своими детьми вне зависимости от возраста, 51% – в зависимости от ситуации и лишь 30% обязательно приглашают ребенка к обсуждению вопросов в семье. Половина респондентов отметила открытость к критике со стороны ребенка, но оставшаяся часть родителей не приемлет какую-либо критику их действий или решений.

«Практически все родители лично знакомы или знают о друзьях своих детей, но, к сожалению, совместное воспитание ребенка, когда объединяются родители друзей, пока в Казахстане мало практикуется. Этот опыт может использовать для распространения», – подчеркнули организаторы.

Что касается взаимоотношений детей с учителями. У большинства (82%) они хорошие. Но имеются проблемы буллинга. Ответы родителей говорят о низком уровне доверительных отношений в системе «родитель – ребенок – школа». Школьная жизнь ребенка больше остается в тени.

«Проведенное исследование помогло представить портрет современного казахстанского родителя, пролить свет на насущные проблемы родительства и воспитания личности.

Родители нуждаются в поддержке, информации, получении навыков и знаний. Результаты исследования сформировали для нас карту необходимых мероприятий, дифференцированных по регионам и по проблематике», – пояснила председатель РОО «Сенімен Болашақ».

Акцент на приоритетах

Участники III общенационального форума родителей подписали резолюцию для формирования культуры осознанного родительства во имя счастья и благополучия казахстанских детей.

«Мы убеждены в высокой и равной ответственности обоих родителей за воспитание личности в своем ребенке.

Признаем острую необходимость в формировании культуры осознанного родительства в Казахстане для противостояния деструктивным факторам развития личности.

Декларируем приверженность цели формирования благоприятных условий для всестороннего и гармоничного развития наших детей, основанных на богатом культурном наследии и ценностях казахского народа в современном контексте развития глобальной цивилизации.

Для достижения этой цели необходимо сохранять и передавать культурное наследие предков подрастающему поколению. Проводить содержательные беседы со своими детьми для укрепления эмоциональных связей внутри семьи. Формировать благоприятную и доверительную атмосферу в семье и продвигать позитивные методы воспитания. Продвигать культуру ненасильственного общения в семье. Обращаться с ребенком с высоким уважением к достоинствам личности.

Мы призываем казахстанских родителей практиковать осознание себя и саморефлексию, определять свои триггеры и эмоции, чтобы реагировать на потребности детей с терпением, пониманием и любовью.

Практиковать осознанное родительство через активное слушание своих детей, уважение их мыслей и чувств и вовлечение их в процессы принятия решений, касающихся их жизни.

Прививать цифровую грамотность, признавая важность современных технологий в жизни человека, способствовать ответственному и осознанному использованию цифровых ресурсов.

Мы рекомендуем расширять партнерство между государственными учреждениями, неправительственными организациями и образовательными учреждениями, предлагая совместные семинары для родителей и обучающие программы, которые соответствуют принципам осознанного воспитания и теориям человеческого развития. Необходимо расширить способы эффективной коммуникации с родительским сообществом при принятии нормативно-правовых актов в сфере образования и воспитания детей.

Продвигая методы осознанного родительства, мы нацелены воспитывать всесторонне развитых личностей, глубоко связанных со своими корнями и культурным наследием и способных внести позитивный вклад в рост и развитие общества», – отмечено в резолюции форума.

Аруна КАНАТ