Не доводите до суда

Департамент торговли и защиты прав потребителей Акмолинской области возбудил дело об административном правонарушении в отношении руководителя супермаркета «Ақ Желкен» в г. Щучинске.

Поводом послужил материал, опубликованный в социальной сети Instagram на странице местного блогера, касающийся необоснованно высоких цен на продукты.

В результате индивидуальный предприниматель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 204-4 КоАП РК за превышение размера торговой надбавки на социально значимые продовольственные товары.

Согласно ст. 9 Закона РК «О регулировании торговой деятельности», субъект торговли обязан устанавливать размер предельной торговой надбавки на социально значимый продовольственный товар не более 15% от отпускной цены производителя. В случае ее превышения предусмотрена ответственность, влекущая предупреждение, а при совершении повторного нарушения в течение года – штраф. На субъектов малого предпринимательства в размере 10, среднего – 75, крупного – 300 месячных расчетных показателей.

Напомним, в связи с введением моратория на проведение проверок субъектов предпринимательства до 1 января 2024 г., основанием для их проведения являются материалы, поступившие из правоохранительных и других государственных ведомств, органов местного самоуправления, а также заявления потребителей или сообщения в средствах массовой информации.

Уважаемые читатели, если вы зафиксировали факты повышения цен на социально значимые продовольственные товары, обращайтесь в областной департамент торговли и защиты прав потребителей по адресу: г. Кокшетау, ул. Ауельбекова, 117, каб. 6, или на онлайн-платформу Е-otinish.

* * *

В Казахстане разработан новый законопроект о защите прав потребителей.

В настоящее время в республике действует четырехступенчатая система защиты. Первым этапом предусмотрено право потребителя обратиться к предпринимателю с претензией напрямую. Если претензия рассмотрена, но не в пользу потребителя, начинается второй этап. Это обращение к медиатору либо арбитру.

В случае неурегулирования проблемы в досудебном порядке, третьим этапом идет обращение в департамент.

И лишь на четвертом этапе можно обратиться в суд. При этом в суде иск не рассмотрят, если не пройдены все остальные этапы.

В новом законопроекте потребителям предлагается перейти на алгоритм из двух ступеней. Первый – обращение с претензией к продавцу, второй – по усмотрению потребителя: в суд, к медиатору или в госорганы.

Из других новшеств можно выделить введение института омбудсмена по вопросам защиты прав потребителей, который будет заниматься рассмотрением жалоб, консультированием, а также координировать общественные институты и участвовать в разработке проектов нормативных правовых актов.

Кроме того, предлагается распространить правила защиты прав потребителей на сферы жилищно-коммунального хозяйства, связи, туризма, культуры и транспорта.

Что касается штрафов. Планируемый размер – от 10 до 50% от суммы иска потребителя. При этом, чем меньше сумма иска, тем больше размер штрафа. По задумке это будет побуждать предпринимателей добровольно и оперативно устранять нарушения, не доводя дело до суда.

Асет ТЕМИРБЕКОВ