Каждый гражданин должен быть патриотом

Касым-Жомарт Токаев дал развернутое телеинтервью каналу «Qazaqstan».

– Предыдущее интервью, которое Вы дали на русском языке, по словам Вашего пресс-секретаря, было предназначено для международной аудитории. Не является ли такое разделение дискриминацией государственного языка?

– Нет, никакой дискриминации или неуважения здесь нет. Многие телеканалы неоднократно обращались ко мне с просьбами дать интервью. Но я всем отказывал.
Позже решил сделать исключение для телеканала «Хабар». Причиной стало то, что широкое распространение получила недостоверная информация, и надо было это незамедлительно пресечь.

Интервью было, в первую очередь, направлено на то, чтобы донести до мировой общественности правду о событиях в Казахстане. Как известно, оно вызвало широкий резонанс в зарубежных средствах массовой информации.

Нельзя не учитывать и то, что русский язык является одним из шести языков Организации Объединенных Наций. Мы должны помнить об этом.

О проблемах нашего государства, конечно, лучше говорить на государственном языке. Наш язык нужен, прежде всего, нам самим. Поэтому мы сами должны проявлять к нему уважение.

– Кровавые события в начале года, к сожалению, унесли много человеческих жизней. Неужели все вышедшие на митинг были террористами? Наверное, первоначально люди все же собирались на мирные демонстрации?

– Безусловно, все начиналось с мирных митингов. Во многих регионах страны люди выходили на площади, где высказывали свои требования, выражали недовольство, протестовали. Действительно, не было никаких погромов, криминальных действий.

Но позже ситуация стала развиваться совсем в другом русле. Появились провокаторы и настоящие бандиты. И их целью было не участие в мирных митингах, а нападение на органы власти.

Одним словом, в определенный момент на площади вышли настоящие террористы. Бандиты похитили тысячи единиц оружия, которые полиция ищет до сих пор.

Естественно, возникает много вопросов по поводу того, кто причастен к этим событиям. В действительности, это было дело рук профессиональных бандитов, а не тех, кто изначально вышел на мирные митинги.

– Как же тогда правильно называть те события? Что это было: попытка переворота, мирные протесты против власти или что-то еще?

– Знаю, что эти события сейчас у нас оценивают и называют по-разному. Как бы то ни было, эти дни стали самыми трагическими в истории нашей страны. Это надо признать. За 30 лет Независимости мы выдержали немало испытаний. Но с подобной жестокостью столкнулись впервые. Абсолютно ясно, что настоящие патриоты, преданные своей стране и своему народу, никогда не пойдут на такое.

Надо говорить открыто, что люди, которые хотели воспользоваться ситуацией в своих корыстных целях, пытались совершить государственный переворот. Это были действия, направленные против нашей государственности, целостности страны и безопасности народа. Это мое личное мнение.
Действительно, людям еще не все ясно. Но понятно, что простые граждане, любящие свой родной город, никогда не будут его разрушать собственными руками. Бандиты пришли в Алматы извне. Их цель очевидна: запугивание и убийства граждан, насилие над женщинами, мародерство, погромы и, в конечном счете, захват власти.

– Вы позвонили Владимиру Путину и призвали направить в Казахстан миротворческие силы ОДКБ. Можно ли было обойтись без их участия?

– Это не то решение, о котором можно было бы сожалеть. Напротив, считаю это решение абсолютно верным. Надо понимать, что вооруженные боевики разгромили Алматы и угрожали другим нашим городам. И если бы не был своевременно введен миротворческий контингент, то террористы захватили бы и другие города. Вооруженные столкновения происходили в Талдыкоргане, Таразе, Шымкенте, Кызылорде. В столице была замечена подготовка террористов, которые даже готовились к нападению на Акорду.

Некоторые известные эксперты высказывают мнение, что в планах террористов был захват двух крупнейших городов Казахстана. Этот план схож со сценарием, примененным в Сирии, где террористы также пытались захватить Дамаск и Ракку.

Миротворческий контингент ОДКБ, находясь в нашей стране, не произвел ни одного выстрела. Об этом надо говорить прямо и открыто. Его миссия заключалась лишь в защите основных стратегических объектов. И в этот момент силовые структуры Казахстана вступили в дело и дали отпор вооруженным террористам. Между силами ОДКБ и казахстанскими силовыми структурами была установлена тесная связь и координация.

Считаю, что заявления о том, что якобы «мы теперь задолжали Путину», – это пустые разговоры, которые надо прекратить.

Во-первых, контингент ОДКБ не является личной армией Владимира Путина или России. Миротворческий контингент является общим для всех стран-участниц организации. Наряду с российскими в состав сил ОДКБ входят воинские подразделения Беларуси, Армении, Таджикистана и Кыргызстана. Казахстан также является полноправным членом и одним из основных учредителей этой организации. Поэтому все законно и логично.

Что касается России, то эта держава отстаивала и свои геополитические интересы. Россия крайне заинтересована в стабильности Казахстана, и мы это должны правильно понимать. Казахстан и Россия – стратегические партнеры, между которыми должны быть искренняя дружба и взаимное доверие. Другая политика может нанести ущерб стратегическим интересам обеих стран. Это не значит, что мы кому-то должны. Казахстан – это суверенное государство, мы ведем самостоятельную политику.

– В те дни многие наши граждане высказывали свое недовольство и даже гневные оценки в адрес Первого Президента и его семьи. Причины этого известны. Какой урок Вы как Глава государства извлекли для себя из этой ситуации?

– Если подходить к проблеме комплексно, то в основе массовых протестов лежат острые социальные проблемы. Большая часть населения имеет низкий уровень жизни. Мы должны признать этот факт. В то же время львиная доля богатств государства сконцентрирована в руках узкой группы людей. Усиливается неравенство. Это порождает протестные настроения. Об этом я говорил в Парламенте и в других своих выступлениях.

К сожалению, мы стали свидетелями того, что недовольством граждан воспользовались террористы и преступники. Действительно, в социальных сетях высказываются различные мнения о нашем Первом Президенте. Как говорится, сколько людей, столько и мнений.

Как Глава государства я убежден, что нельзя предавать забвению вклад и усилия Нурсултана Абишевича Назарбаева за все эти 30 лет. Это было бы неуважением к истории. Нурсултан Назарбаев заложил основы нашей государственности, внес большой вклад в укрепление страны. Мы обязаны дать объективную оценку его деятельности. Если у Первого Президента есть недостатки, то нужно воспринимать их как назидание молодым руководителям.

Несомненно, январские события стали большим уроком как для нашей страны, так и лично для меня. Можно сказать, что сделаны соответствующие выводы. Результатом этого стали политические решения, принимаемые сейчас в нашей стране. Впереди очень много работы. Думаю, что все это видят и осознают.

– Мы говорим о строительстве Нового Казахстана. Однако на высокие посты вновь назначаются чиновники, которые долгое время работали при прежней системе. Неудивительно, что граждане задаются вопросом: как мы сможем построить Новый Казахстан со старыми кадрами?

– Кадровая политика – это очень сложный, важный и весьма чувствительный вопрос. От хороших кадров зависит многое. По моей инициативе создан Президентский молодежный кадровый резерв. Граждане, вошедшие в состав кадрового резерва, получают назначения на ответственные должности. Конечно, этим ограничиться нельзя. Надо открывать дорогу и другим людям.

Требования, предъявляемые к государственным служащим, должны быть очень высокими. Не каждый человек сразу может стать министром или акимом. Понятно, что нужно время, нужен опыт. На такие посты должны назначаться образованные, квалифицированные, добросовестные граждане. В то же время будет неправильным просто уволить всех прежних специалистов. Нам не нужна «политическая чистка».

В сферу государственного управления постепенно приходят новые люди. Это естественный процесс, и он уже идет. Но следует всегда помнить, что государственная служба – это не площадка для экспериментов! Поэтому данная работа будет вестись постепенно.

– На заседании Правительства Вы дали поручение вернуть незаконно вывезенные за рубеж средства на Родину. Каковы сроки его реализации?

– Через два месяца Правительство внесет свои конкретные предложения. Затем начнется работа. Предстоит провести масштабную экспертизу, после чего приступим к переговорам с соответствующими заграничными учреждениями.
Судя по всему, это будет сложный и длительный процесс. Об этом следует прямо сказать. Но мы должны начать эту работу, чтобы добиться справедливости.

Беседовала журналист телеканала «Qazaqstan» Жайна СЛАМБЕК