Управа на маркетплейсы

В этом году лейтмотивом Всемирного дня защиты прав потребителей стало привлечение внимания к вопросам справедливого и ответственного использования искусственного интеллекта в потребительских правоотношениях.

С каждым днем в Казахстане и в мире расширяется перечень цифровых услуг, в том числе создаются приложения, которые упрощают привычные нам операции. К примеру, покупки в онлайн-режиме на «Wildberries», в Kaspi-магазине и других электронных платформах, запись на прием к врачу или получение финансовых услуг.

При этом ни для кого не секрет, что граждане все чаще сталкиваются с обманом и мошенничеством при покупке и оплате товаров через интернет, включая социальные сети…

Как выяснилось по результатам работы, проводимой областным департаментом торговли и защиты прав потребителей, в нашем регионе наметился рост жалоб на различные электронные платформы. Если за 2022 г. поступило 108 обращений, то за аналогичный период 2023 г. – 158, а это на 32% больше. Основные причины жалоб – отсутствие информации о товаре и продавце, несоответствие предлагаемого товара описанию, отказ интернет-сайтов в возврате товара и денежных средств, а также участившиеся факты мошенничества.

Стоит заметить, что на сегодняшний день у маркетплейсов (онлайн-платформы для продажи и покупки товаров) нет никакой ответственности за нарушение прав потребителей на их электронных площадках.

Да, маркетплейсы в рамках гражданского законодательства в частном порядке могут заключать определенные договоры и соглашения о добропорядочности с предпринимателями. Однако наличие этих соглашений или их обязательное выполнение законодательством не регламентировано…

В настоящее время в Мажилис Парламента Республики Казахстан внесен новый проект закона «О защите прав потребителей». Он, к примеру, включает в себя обеспечение защиты персональных данных и недопущение в договорах условий, нарушающих и (или) ущемляющих права и законные интересы потребителей.

Законопроектом также предлагается закрепить норму для владельцев электронных торговых площадок по обязательному включению положения о соблюдении требований Закона РК «О защите прав потребителей» при заключении договора с предпринимателями.

В случае поступления от потребителя жалобы вместе с подтверждающими материалами или уведомления уполномоченного органа о несоблюдении требований закона, электронная торговая площадка должна будет принять меры, которые владелец предусмотрел в договоре с бизнесменом.

Чтобы получить компетентную консультационную помощь, обращайтесь в областной департамент торговли и защиты прав потребителей по адресу: г. Кокшетау, ул. Ауельбекова, 117, каб. 6, 25. Электронные и письменные обращения можно отправлять на онлайн-платформы «e-otinish» и «e-tutynushy.kz», а звонить по телефонам: 8 (716-2) 50-29-39, 50-51-22.

Кроме того, каждый потребитель может ознакомиться с информацией, обучающими видеороликами и образцами претензий на ресурсах ведомства в социальных сетях «Инстаграм» и «Фейсбук».

Егор КОЖЕВНИКОВ.