Цели опережающего развития

Какие меры принимаются для повышения профессионального уровня педагогов и какие требования предъявляются современному руководителю школы, рассказывает главный специалист отдела образования г. Кокшетау Раиса Жангалиева.

– Раиса Булатовна, как измеряется качество учебного процесса?

– Качество определяется уровнем достижений учащихся и педагогов и, конечно, уровнем удовлетворенности родителей от обучения детей. При этом качество образования предполагает постоянное совершенствование организации учебы, регулярные достижения школьников и повышение квалификации учителей.

– Что влияет на качество образования?

– Оно зависит в большей степени от качества преподавания, поэтому на первом месте стоит постоянное повышение квалификации педагогов. Сегодня в организациях дошкольного, среднего и дополнительного образования г. Кокшетау трудятся 3 334 педагога, в том числе квалификационную категорию «педагог-мастер» имеют 6 человек, «педагог-исследователь» – 614, «педагог-эксперт» – 583. Высшая и первая категории у 104 педагогов, что составляет 40% от общего количества учителей города. Ежегодно увеличивается количество специалистов, имеющих степень магистра научно-педагогического направления, повышается и число молодых профессионалов. Если в прошлом учебном году их было 102, то в этом году – 146.

– Какие меры принимаются для повышения профессионального уровня педагогов, в том числе для поддержки молодых специалистов?

– В первую очередь это обучение на курсах повышения квалификации раз в 3 года, а также участие в семинарах, научно-теоретических и методических конференциях, педагогических чтениях, работа над самообразованием и распространение педагогического передового опыта. Что касается молодых специалистов. Сейчас в школах организована работа по наставничеству, то есть оказание практической помощи в профессиональной адаптации начинающих учителей. Опытные преподаватели помогают молодым повысить свой уровень.

Приятно, что в нашем городе работают очень творческие и профессиональные учителя, благодаря чему кокшетауские школьники два года подряд занимают 1-е место по итогам областной олимпиады. Регулярно подтверждают свои знания и обладатели знака «Алтын белгі». Так, в этом году 23 выпускника из 25 получили государственный грант на бесплатное обучение.

– В каком направлении идет развитие сферы образования?

– Государственная политика направлена на обеспечение доступности и создание равных стартовых возможностей для получения качественного образования на всех уровнях и для всех детей, в том числе из разных социальных групп и слоев населения.

Сегодняшним школьникам предстоит работать по профессиям, которых еще нет, использовать технологии, которые еще не созданы, решать задачи, которые мы даже не можем предвидеть. Чтобы наши дети были успешными завтра, образование должно соответствовать целям опережающего развития.

Сейчас уже с 7-го класса предусмотрена ранняя профилизация, поэтому в школах появилась новая должность – педагог-профориентатор. Он оказывает помощь обучающимся, воспитанникам, родителям и педагогическому коллективу при выборе ребенком профессии.

Также в городе функционируют педклассы в ОШ № 12 и ШЛ № 6. Между этими школами и Кокшетауским университетом им. Ш. Уалиханова заключен меморандум, составлена учебная программа по курсу «Педагогика и психология». В ее рамках учащиеся 8-х классов на протяжении 2 лет знакомились с профессией педагога. После 9-го класса некоторые из них поступили в колледж, а некоторые продолжили учиться. В этом году педклассы открылись в 6-х классах.

Помимо этого, в Кокшетау внедряется экспериментальная образовательная программа по рабочим квалификациям для учащихся 10–11-х классов. Согласно заключенному меморандуму о взаимном сотрудничестве между отделом образования и Строительно-технологическим колледжем 35 школьников на добровольной основе получают образование как в стенах школы, так и в колледже. Если ученик успешно пройдет итоговую аттестацию в двух организациях, то получит не только аттестат об общем среднем образовании, но и диплом по специальности.

– Что можете сказать о ранней профилизации в сфере дополнительного образования?

– В рамках реализации проекта многоуровневого профобразования в январе этого года в центре внешкольной работы «Әулет» открылись 17 кружков по ранней профилизации. На базе школ №№ 2, 12, 13, 14, Строительно-технологического колледжа, Высшего технического колледжа, колледжа культуры им. Ақана сері и Многопрофильного инновационного колледжа с. Красный Яр занятия ведутся по 10 направлениям: информационные технологии, фото-, видеотехнологии, строительно-технологическое направление, ремонт и техническое обслуживание автомобилей, технология общественного питания, экология и охрана окружающей среды, технология обработки швейных изделий, индустрия красоты, художественно-эстетическое направление, технология обработки металла.

Кроме того, подписаны меморандумы о сотрудничестве с социальными партнерами: салон красоты «Этуаль», магазин «Цветы от склада R.B.Z.», ТОО «AMIR KOKSHE», ресторанный гостиничный комплекс «Кокшетау», ТОО «Той-Дастархан», фирма «Aida-design-koksh», рестобар «Голд рум», IT-лицей и некоторые городские колледжи.

– Какие требования предъявляются современному руководителю школы?

– Он несет ответственность за качество предоставления образовательных услуг, поэтому обязан владеть управленческими компетенциями и обеспечивать достойный результат работы. Каждые 3 года руководитель организации образования должен проходить аттестацию, каждые 7 лет подлежать ротации. Это позволяет постоянно развивать лидерские качества, стратегически мыслить, ставить высокие цели и достигать их.

Современный руководитель – это, прежде всего, менеджер, цель которого сделать свою организацию передовой.