Хорошо мамам – хорошо малышам  

В Кокшетау открылся центр мобильной педагогики для раннего развития детей – ясли-сад «Juma».

У инициатора проекта, общественного деятеля Куралай Джумабековой есть нерушимый принцип: «Не давай людям рыбу, а научи ловить ее». Поэтому Куралай выступает против иждивенчества и гражданской пассивности. Этому учит и своих подопечных, нашедших кров и приют в центре «Ана Үйі – Дом Мамы».

Накопленный опыт вдохновил К. Джумабекову открыть собственное дело, в рамках которого она решила научить одиноких мам с детьми зарабатывать.

«Молодые мамы, как правило, рано выходят на работу, но сталкиваются с одной и той же проблемой – им негде и не с кем оставить ребенка. В государственных детсадах не бывает мест, а оплачивать частные центры – дорого. Поэтому сначала мы запустили проект «Няня на дому», но со временем решили открыть полноценный садик. Выиграли соответствующий грант.

В детсаде работают девушки из «Ана Үйі». Здесь же занимаются их детки. Малышей принимаем в возрасте от 8 месяцев до 3 лет. Стоимость услуг составляет 40 тысяч тенге в месяц, а для граждан из социально уязвимых категорий есть скидки.

Я хочу быть примером для своих детей во всем. Их у меня 11, в том числе приемных. Во время карантина я вместе со старшими проходила много разных курсов. Открывала на дому социальную парикмахерскую и массажный кабинет. При этом меня, как руководителя фонда «Ана Үйі», всегда беспокоил вопрос: как помочь и научить девушек с детьми зарабатывать на жизнь…

Постепенно идея переросла в бизнес-план. Мы открыли ИП и защитили проект по маркетингу. В работе сделали акцент на социальную составляющую. Малышей берем в первую очередь из семей, оказавшихся в тяжелой жизненной ситуации.

Можно сказать, мечта сбылась – благодаря нашему детсаду мамочки из «Ана Үйі» могут самостоятельно зарабатывать и не беспокоиться о своих чадах.

Мы постарались создать для них комфортные условия, организовали полноценный уход. Самых маленьких приучаем к самостоятельности, чтобы могли сами кушать, одеваться, умываться и соблюдать гигиену. С помощью обучающих программ изучаем свойства окружающего мира, развиваем творческие навыки. Например, практикуем сказкотерапию. Ребята слушают сказки, разбирают и ставят по их мотивам театральные постановки. Кроме того, с малышами работают психолог и логопед. Не каждая мама способна самостоятельно подготовить ребенка к социализации. В этом ей должны помогать специалисты, применяющие методы и приемы мобильной педагогики», – уверена К. Джумабекова.

По словам руководителя фонда, сейчас в «Доме Мамы» проживают 5 женщин и 9 детей. Трое малышей ходят в ясли-сад «Juma», остальные – в государственные детсады. Все мамы трудоустроены. Одной из них сотрудники фонда помогли оформить прописку в Кокшетау, а ребенку – инвалидность. Две женщины работают тут же в садике: одна поваром, другая няней. А одна из подопечных совсем скоро получит квартиру в Акколе, куда ее трудоустроили.

«Мы поменяли подход к работе «Дома Мамы». Если раньше он считался кризисным центром, то сейчас ресурсным. Мы даем женщинам возможность реабилитироваться, учим зарабатывать, чтобы они чувствовали себя уверенно, стремились улучшить жизнь и были финансово грамотными, умели правильно распределять деньги и больше внимания обращать на потребности ребенка.

Конечно, по возможности стараемся сохранить семьи. Не так давно удалось помирить подопечную со своим мужем. У них уже есть ребенок, и сейчас она беременна вторым. Счастливый супруг делает дома ремонт и ждет воссоединения с семьей.

Чтобы решить квартирный вопрос, а для наших подопечных это большая проблема, стараемся помочь им найти альтернативное жилье. Советуем, что после «Дома Мамы» они могли бы для начала снимать квартиру вместе, сообща решая проблемы и поддерживая друг друга. Говорим, что самое главное – это работа. Так они будут финансово самостоятельными и смогут копить на собственное жилье. В общем, прививаем активную жизненную позицию, а не пессимизм и иждивенчество. Ведь они несут ответственность не только за себя, но и за своих детей.

Еще одна проблема – это отсутствие в Кокшетау детских садов для малышей с инвалидностью. В городе есть специализированные учреждения, но туда требуется слишком большое количество документов, над этим мы тоже работаем…

Как советник акима Акмолинской области, я принимаю участие в заседаниях комиссий по социальным вопросам и защите прав детей. Очень часто семьи обращаются с просьбами о жилищной и финансовой помощи. Конечно, стараемся всем помочь и найти оптимальные пути решения их проблем.

Поражает другое. Очень часто взрослые не могут взять себя в руки, не справляются со своими прямыми обязанностями по уходу за детьми, уклоняются от воспитания малышей. В этих случаях совместно с отделом по делам несовершеннолетних и органами опеки мы разрабатываем комплексный план развития семьи, подключаем социальные службы и центр занятости, оказываем психологическую поддержку.

К слову, о ней. В городе слабо развита психологическая помощь таким семьям. Нет четкого алгоритма действий. У органов опеки не всегда хватает ресурсов на подобную работу. Поэтому нужно открывать больше центров психологической поддержки и расширять их штат. Нет в регионе, к сожалению, и центров, работающих по принципу одного окна, а также отсутствует база данных, чтобы отслеживать, какая помощь была оказана конкретной семье и есть ли положительные сдвиги, или родители все также ведут иждивенческую жизнь, полагаясь на помощь государства и не участвуют в воспитательном процессе.

Кстати, очень часто у нас помощь оказывается женщинам, но без внимания остаются мужчины, которые одни воспитывают детей. Остро стоит вопрос и по приемным семьям. Чтобы его решить, в регионе внедряется пилотный проект «Фостерная семья». Это своего рода профессиональные семьи, которые будут брать на воспитание и реабилитацию детей до момента, пока им не найдут постоянных приемных родителей или не вернут к кровным. Сейчас стоит вопрос об оплате таким опекунам и, в целом, о содержании детей.

Естественно, есть и другие проблемы, которые необходимо решать. И нам под силу это сделать, но лишь объединив усилия властей и гражданского сектора», – подчеркивает Куралай Джумабекова.

Аруна КАНАТ.