О мастерах печатного дела

На прошлой неделе сотрудники газет, журналов и типографий страны впервые отметили Национальный день печати. Дата праздника, 2 февраля, восходит корнями к 1913 году, когда вышел в свет первый выпуск газеты «Қазақ». При этом печатное дело стало развиваться в Кокшетау еще раньше – в 1905 г. в городе открылась первая типография. Неудивительно, что новое профессиональное торжество стало для коллективов АО «Кокше-Полиграфия» и ТОО «Көкше-Media» приятным сюрпризом.

К тому же АО «Кокше-Полиграфия» является правопреемником первой городской типографии. Поэтому там очень бережно относятся к своей истории. 

«Мыстарейшее полиграфическое предприятие региона и страны, работаем уже 119 лет. Тот факт, что на развитие печатного дела обратил внимание Глава государства, говорит о многом. Значит, наша отрасль не останется в прошлом. Национальный день печати – лучшее тому подтверждение. Теперь в стране будут чествовать и отдавать дань уважения не только журналистам, но и печатникам, корректорам, верстальщикам, переплетчикам и другим мастерам печатного дела.

Конечно, появление интернета и всевозможных гаджетов значительно упростило нам жизнь. Но в печатной версии газеты, книги, журналы по-прежнему пользуются популярностью. Нужно воспитывать молодежь, объяснять, что книга – источник знаний, газета – зеркало прогресса. Не зря же учеными доказано, что любой текст в печатном варианте лучше запоминается, вызывает больше эмоций. Очень хочется верить, что это направление не затеряется на фоне цифровых технологий.

Естественно, печатным СМИ необходимы сегодня участие и поддержка на государственном уровне. Ведь печатное производство можно считать промышленным, оно дает постоянные рабочие места, зарплаты, налоги, влияет на развитие города и области», – уверен председатель совета директоров АО «Кокше-Полиграфия» Александр Старков.

Люди – главное богатство

Александр Федорович может часами и с завидным вдохновением рассказывать о своем любимом детище, о модернизации оборудования, о нюансах производства качественной продукции и, конечно, о профессиональных кадрах, на которых держится слава и имидж АО «Кокше-Полиграфия».

«Азина Рахимжанова работает в типографии более 43 лет специалистом офсетной листовой печати. Она первая женщина и, наверное, единственная в республике, которая работала и на печатных станках, и на цифровых прессах»,делится А. Старков.

Азина Каиржановна вспоминает, что еще четверть века назад один выпуск газеты готовили целый день, а печатали его глубокой ночью.

«Все было другое: печатные машины, станки, методы работы. Тогда превалировал ручной труд. Сейчас в век цифровых технологий мы больше работаем с помощью умной техники. Однако человеческое участие в процессе незаменимо: внимательность, точность, оперативность – все это остается в зоне ответственности печатника», – подчеркивает А. Рахимжанова.

Акмарал Бакирова в типографии начинала с должности наборщицы линотипа. За более чем 35 лет работы на родном предприятии Акмарал Мурзабаевна освоила еще несколько профессий. Трудилась начальником стола заказов, заведующей производством, освоила процесс изготовления печатей.

«По специальности я преподаватель немецкого языка, но так случилось, что работать пошла в типографию, о чем абсолютно не жалею. Совсем недавно вышла на заслуженный отдых и все равно продолжаю работать корректором. Эта должность позволила расширить кругозор, в полной мере овладеть родным казахским языком, да и сама работа мне интересна», – отмечает А. Бакирова.

За годы работы через Акмарал Мурзабаевну прошли сотни тысяч газетных полос, буклетов и книжных страниц…

И таких высококлассных специалистов на предприятии немало: это и бригадир газетного цеха, печатник Аскар Дармешов, переплетчики Айсулу Шуақ и Умутжан Данишева, Куралай Айдосова, Валентина Тарасенко, Анна Рудь, резчик Игорь Махраков, заведующая производственным складом Алтын Жилкайдарова, начальник стола заказов Гульмира Сеитова, дизайнер-верстальщик Олег Шияпов.

Впрочем, и трудятся они под руководством опытного труженика. В плане качества работы Александр Старков строг в первую очередь к себе. Причем с раннего детства.

«Помню, когда учился в первом классе, мы ходили на экскурсию в областную типографию, которая тогда располагалась в одноэтажном здании по улице Советской (ныне Ауэзова). Тогда я был очень впечатлен увиденным. С того времени стал мечтать, что когда-то буду работать в этой отрасли», –вспоминает Александр Федорович.

Смирнов Георгий Михайлович, 1891 года рождения, имел образование 3 класса. После революции с 1918 по 1920 годы работал секретарем ВИКа, с 1920 по 1921 – в организации «Степь», с 1922 г. – в типографии счетоводом.

Получив образование экономиста и технолога машиностроительного производства, долгое время он работал на оборонном заводе. После распада Советского Союза, когда промышленные предприятия стали закрывать, производственник стал искать себя в другом деле. В 2003 году Александр Старков начал трудиться в областной типографии.

За время его руководства предприятием АО «Кокше-Полиграфия» было неоднократно удостоено высоких наград от Президента РК и местных исполнительных органов.

И дольше века…

За 119 лет работы легендарному предприятию довелось пережить многое. Особый интерес вызывает период открытия и становления типографии. Учитывая, что в этом году Кокшетау отмечает 200-летний юбилей, подобный экскурс в историю печатного производства, а заодно и родного города, будет чрезвычайно полезен.

Особый интерес представляет коллективный договор, заключенный 20 сентября 1923 г. между правлением Акмолинского губотдела с одной стороны и заведующим типографией с другой стороны. В нем указывается, что договор распространяется на всех рабочих и служащих. Срок его действия – 2 месяца. По договору прием на работу рабочих производится через органы наркома труда. Администрация предприятия обязуется информировать ревком о принятых рабочих и служащих в трехдневный срок со дня их приема. Месячная тарифная ставка работника 1-го разряда на период, например, с 1 сентября по 1 ноября 1923 г. устанавливается в семи товарных рублях. Выдача зарплаты производится 15 числа каждого месяца, в случае выплаты зарплаты позднее указанных сроков предприятие обязано выплачивать рабочим пени в размере 1% за каждый просроченный день. Этот договор был подписан заведующим типографией Василием Андреевичем Голодзером, который проработал в учреждении с 1 октября 1922 г. по май 1923 г.

По сведениям архивных документов, типография в Кокшетау была создана в 1905 г. Владельцем был Никандр Шеломенцев. Выпускали здесь небольшую газету, печатали бланочную продукцию для уезда.

Работа типографии оживилась в революционный период под влиянием революционно-настроенного городского люда. Типография начала печатать воззвания, прокламации, приказы солдатского комитета, который был создан в городе 11 марта 1917 г.

Гражданская война внесла свою веху в деятельность типографии. В июне 1918 г. Кокчетавский уезд был временно занят белогвардейцами, а в октябре 1919 г. типография была реквизирована отделением штаба Оренбургской белой армии. В связи с быстрым наступлением Красной Армии белогвардейцы эвакуировали типографию вместе с владельцем Н. Шеломенцевым в Акмолинск (ныне Астана). Когда Красная Армия успешно развила наступление и в направлении Акмолинска, бежавшие военные варварски уничтожили и привели в негодность машины, шрифты и материалы, а часть оборудования типографии была сброшена в колодец.

После освобождения Акмолинска от белогвардейцев владелец Кокчетавской типографии Н. Шеломенцев, его сын и другие работники занялись восстановлением предприятия.

Из колодца вместе с водой и глиной доставали шрифты и оборудование. Когда колодец был полностью очищен, началась промывка от глины шрифтов и оборудования. Эта работа заняла 4 недели.

Из отмытых шрифтов кокчетавской типографии вернули только 25 сортов, хотя раньше в ней числилось 70. Никандр Шеломенцев забрал выделенную властями Акмолинска часть оборудования и уехал в Кокчетав.

По возвращении написал докладную записку на имя местного ревкома и потребовал немедленной поездки в Акмолинск, чтобы забрать оставшиеся там станки и машины…

На заседании ревкома 2 февраля 1920 г. было решено, что типография должна находиться в ведении экономического отдела, который наладит ее работу. Заведующим типографией назначили Н. Шеломенцева, а предприятию присвоили имя революционера Вацлава Воровского.

6 июля 1924 г. Акмолинский губернский комитет общества содействия жертвам интервенции отдела местного хозяйства попросил указать сумму убытков, понесенных кокчетавской типографией в течение 1918-1919 годов при власти Колчака. По подсчетам специалистов сумма ущерба определена в размере 10 тыс. рублей. Документов о фактическом возмещении убытков в госархиве нет…  

В последующие годы типография начинает работать в полную силу. Подтверждением этому служат ежемесячные отчеты центральному статуправлению. К примеру, за февраль 1923 г. в них имеются следующие сведения: всего работников – 19, из них мужчин – 16, женщин – 3. Всего цехов – 3, в их числе наборный, переплетный, контора. В печатном цехе имеются 4 машины, в переплетном – 3. За отчетный период набрано 70 бланков крупных и мелких форм, отпечатано 72 тыс. оттисков, переплетено 113 книг, сброшюровано – 156.

Не меньший интерес представляет и акт проверки пожарной инспекцией от 14 марта 1924 г. Из документа следует, что типография находилась по ул. Советской, 72 (ныне ул. Ауэзова), во дворе бывшего владельца Н. М. Шеломенцева. Площадь типографии составляла 156 кв. метров. При этом там отсутствовал пожарный инвентарь. Все цеха и оборудование были сосредоточены в одной комнате. В заключении акта указано, что место расположения типографии неподходящее, а помещение не соответствует требованиям.

В списках рабочих и служащих, трудившихся в 1924 г. в типографии, упоминаются печатник П. Кузнецов, переплетчик Я. Попов, наборщики Д. Астафьева, Т. Колесниченко и другие сотрудники, у каждого из которых своя интересная судьба…

К примеру, Писарев Петр Иванович, 1889 года рождения, окончил начальную приходскую школу. Начал работать в типографии с 1906 г. наборщиком, трудился до октября 1923 г. Затем был назначен заведующим типографией.

Дело своих отцов продолжили полиграфисты Анатолий Писарев, Уали Альмагамбетов, Асия Надырова и многие другие. Но мирный труд был нарушен Великой Отечественной войной. Первыми ушли на фронт рабочие и служащие типографии. Их заменили жены, сестры и матери. Обо всем, что происходило на фронте и в городе информировали читателей журналисты на страницах газет.

С образованием 16 марта 1944 г. Кокчетавской области открылась областная типография, получившая приспособленное помещение по ул. Советской. Там вручную набирали газеты на казахском и русском языках. Небольшая производственная площадь, нехватка квалифицированных специалистов и шрифта – все это отражалось на качестве продукции и производительности труда. После войны типография находилась по ул. Школьной (ныне – ул. Жумабаева). Директором был Виктор Дорошев.

С развитием области расширялась и типография. Более современное оборудование, две машины «Линотип Н-2» появились в наборном цехе в 1949 г. Выпуск газет ускорился, улучшилось их качество. На смену «Линотипу Н-2» в 1951 г. поступили «Н-4» и «Н-7», а в печатном цехе установили ротационную машину 2ДРЛА. Тираж выпускаемых изданий поднялся до 18 тысяч. Также были внедрены в технологию два цвета газеты и бланков.

В 1972 г. типография разместилась в типовом трехэтажном здании, где находится и поныне (ул. Ауельбекова, 98). По-прежнему в центре внимания полиграфистов был выпуск газет «Степной маяк» и «Көкшетау». С 1988 г. там стали офсетным способом печатать и районные издания. Материально-техническая база позволила вести выпуск красочной бланочной продукции.

После развала СССР и тяжелых 90-х годов типография возродилась в начале XXI века с обновленным оборудованием, сохранив при этом кадровый костяк и промышленный потенциал. Сегодня АО «Кокше-Полиграфия» уверенно развивается как инновационное предприятие.

Газета – зеркало прогресса

Газете «Степной маяк» в этом году исполнится 104 года. Большую часть своей истории старейшее издание региона печаталось именно в кокшетауской типографии.

1 июля 1920 года вышел первый номер газеты «Красный пахарь», орган Кокчетавского уездного организационного бюро РКП (б) и ревкома. Газета издавалась малым тиражом, на оберточной бумаге.

Газета несколько раз меняла свое название: в течение 10 лет она называлась «Красный пахарь», 1930-1936 годы «Колхозный фронт», 1936- май 1944 гг. «Колхозный путь», 1944-1956 гг. «Сталинское знамя», 1956-1963 гг. «Кокчетавская правда», с мая 1963 г. и поныне  «Степной маяк».

В 1920 г. первым редактором газеты был назначен Кондратий Тупиков, который впоследствии стал крупным писателем и печатался под псевдонимом Кондратий Урманов.

В своих воспоминаниях он писал:

«Когда над Омском заалели красные флаги, а заводские гудки стали звать по утрам людей к труду, меня послали в родной Кокчетав собрать осиротевших детей партизан, одеть и накормить. Я получил несколько тысяч метров мануфактуры и на лошадях, напрямик, из Омска отправился в Кокчетав. Нужно было во что бы то ни стало сохранить до вершка этот драгоценный спасительный подарок Советской власти обездоленным детям. Я ехал через казахские степи триста километров днем и ночью, в мороз и пургу.

Не ведаю, как обо мне узнали в городе, но вышли встречать не только руководители, но и простые люди, особенно женщин было много. А уже утром в домах трещали швейные машинки девочкам шились платьица, мальчикам штанишки и рубашки. Мне не довелось видеть ребячьей радости, тиф свалил меня, и я долго пролежал в больнице.
Летом, еще не окрепший после болезни, был назначен редактором местной газеты «Красный пахарь». Работать приходилось много, я был и редактором, и представлял в своем лице коллектив сотрудников газеты. Все приходилось делать самому».

Постепенно выпуск газеты наладился, появились новые рубрики: «Немного статистики», «По стране и за кордоном». Систематически в «Красном пахаре» выходил «Литературный листок» с фельетонами, небольшими рассказами, стихами начинающих авторов. А страничка юного «пахаря» рассказывала о том, чем живет молодежь, как работает, отдыхает.

За 1921 г. вышло 44 номера газеты, тираж не превышал 500 экземпляров.

Первое ценное начинание было заложено «Красным пахарем», когда прокладывалась железнодорожная ветка Петропавловск-Кокчетав. Газета взяла шефство над этой важнейшей стройкой…

Великой Победе – 20 лет. № 90-й областного «СМ» был посвящен этой знаменательной дате. Первую полосу украсили портреты 12 Героев Советского Союза, наших земляков-кокчетавцев.

«Не все они вернулись в родные края, – писала газета, – многие кровью, жизнью заплатили за свободу Отечества. Пусть люди знают их имена! Вот они: А. Дмитриев, А. Скнарев, A. Куница, П. Меньщиков, М. Янко, Ф. Глинин, B. Чеботарев, М. Габдуллин, М. Константинов, А. Остапенко, С. Крыжановский, П. Морозов».

Президиум Верховного Совета СССР указом от 30 декабря 1973 г. за плодотворную работу по коммунистическому воспитанию трудящихся Кокчетавской области, мобилизации их на выполнение задач хозяйственного и культурного строительства наградил областную газету «Степной маяк» орденом «Знак Почета».

5 мая 1981 г. в «СМ» появилась своя «Книга почета», куда за долголетний и безупречный труд заносились имена сотрудников примечательно, что открыл ее Александр Иванов, который много лет работал в редакции техником-телетайпистом. Всего в ней вписано 23 имени журналистов, корректоров, наборщиков – людей самых разных профессий, что еще раз подчеркивает: в газете важен труд каждого.

В 1997 г., после реорганизации Кокшетауской области, чуть не закрылась и любимая газета жителей региона. Небольшой коллектив журналистов сумел выстоять, зарегистрировав «Степной маяк» как городскую газету.

В октябре 2021 г. в рамках приватизации новым собственником газеты «Степной маяк» стало ТОО «САФ», единственный акционер старейшего предприятия полиграфической отрасли Казахстана – АО «Кокше-Полиграфия». Предприятие, имеющее богатый опыт и отличную материально-техническую базу для выпуска газеты, с успехом развивает легендарное печатно издание.

За более чем сто лет «СМ» прошел тернистый путь становления и развития, воспитал не одно поколение журналистов, преданных своей профессии, настоящих патриотов, многие из которых и сегодня трудятся в разных изданиях Казахстана.

Нынешний коллектив, беря на вооружение все лучшее от старших коллег, ищет новые подходы к освещению жизни в стране, созданию конкурентоспособной газеты.

Подготовил Евгений КИМОВ.