Законам нужна коррекция

В ходе рабочего визита в Акмолинскую область министр юстиции Канат Мусин разъяснил особенности работы Конституционного Суда и его отличия от других судов республики.

Конституционный Суд не входит в судебную систему, это самостоятельный орган надзора и его основная задача – проверка нормативных правовых актов любого уровня на соответствие Конституции. Если ранее в Конституционный Совет мог обращаться только некоторый круг государственных органов и должностных лиц – Глава государства, председатели палат Парламента, депутаты Парламента численностью не менее 1/5 от их общего числа, то теперь в Конституционный Суд могут обращаться и рядовые граждане.

«Конституционный Суд – это не тот орган, где можно обжаловать решения судов общей юрисдикции. Судебные решения могут быть обжалованы, как и прежде, в соответствующих апелляционной и кассационной инстанциях. Конституционный Суд может принять к рассмотрению обращение гражданина, утверждающего, что суд общей юрисдикции, рассматривая его иск или иск в отношении него, применил нормативно-правовой акт, который, по его мнению, не соответствует Конституции РК.

То есть указанный нормативный акт может быть обжалован гражданином именно на предмет его соответствия Конституции. Соответственно от этого будет зависеть, законно или нет вынесенное судом решение по указанному иску…

Вместе с тем из этого правила есть исключение. К примеру, если конструкция самого нормативного правового акта не допускает его толкования в ином смысле в виду императивности нормы. Проще говоря, когда норма предусматривает «делать только так и никак иначе».

В этом случае такой нормативный правовой акт тоже может быть обжалован в Конституционном суде даже если он не был применен судом.

Иные обращения граждан, касающиеся других нормативных правовых актов, которые не применялись судами или не носят императивный характер, не подлежат рассмотрению Конституционным Судом. Безусловно, с такими же вопросами в Конституционный Суд могут обращаться и генеральный прокурор, и уполномоченный по правам человека», – пояснил К. Мусин.

До конца текущего года будет происходить формирование Конституционного Суда, состоящего из 11 судей, включая председателя и заместителя. Судьями могут быть только высококвалифицированные юристы, имеющие стаж работы не менее 15 лет по юридической профессии, безупречную репутацию, и возрастом не моложе 40 лет. Срок полномочий судей длится 8 лет. При этом одно и то же лицо не может быть назначено судьей Конституционного Суда более одного раза.

Председатель назначается на должность Президентом страны с согласия Сената Парламента. Его заместитель назначается Президентом по представлению председателя Конституционного Суда из числа судей. Четверо судей назначаются на должность Президентом, трое – Сенатом и Мажилисом Парламента по представлению председателей палат, т.е. судьи назначаются разными субъектами.

Министр юстиции также подчеркнул, что существенно усилен статус уполномоченного по правам человека, который определен в Конституции. Он обладает иммунитетом наравне с депутатами Парламента, судьями и генеральным прокурором, который позволяет ему, независимо от других государственных органов и должностных лиц, осуществлять свои полномочия. Уполномоченному по правам человека предоставлено право присутствовать на заседаниях палат Парламента, беспрепятственно посещать организации, оказывающие специальные социальные услуги, а также учреждения уголовно-исполнительной системы.

У уполномоченного по правам человека будут региональные представители, т. е. небольшие аппараты на местах, что позволит ему быть представленным во всех областях Казахстана, владеть ситуацией в регионах по защите прав и свобод граждан.

«Устанавливается ответственность за воспрепятствование деятельности уполномоченного по правам человека и его представителей. Все это поднимает правозащитный институт в стране на более высокий уровень. Также введен запрет для членов Конституционного Суда, Центральной избирательной комиссии, акимов и их заместителей на членство в политических партиях. То есть эти должностные лица должны быть свободны от влияния политических партий. И если они являются членами партий, то должны из них выйти», – отметил глава минюста.

Также Канат Мусин рассказал, над чем сейчас работает ведомство в рамках Послания Президента, в частности над коррекцией уголовного и уголовно-процессуального законодательства, расширением сферы административной юстиции.

«С принятием Административного процедурно-процессуального кодекса в стране больше года назад заработала административная юстиция, появились административные суды. Теперь любой гражданин республики может обжаловать решение или действие любого государственного органа, должностного лица в административном суде. При этом ему не нужно доказывать свои доводы, наоборот, тот орган или должностное лицо, чьи решение или действие обжалуются, обязаны суду доказать, что действовали правомерно.

Как показывает практика применения Административного процедурно-процессуального кодекса, предусмотренные в нем правовые механизмы регулирования взаимоотношений с государством, позволяют гражданам более эффективно защищать свои права. Если раньше, к примеру, из 100 спорных дел житель страны одерживал победу максимум в 15 случаях, то сегодня граждане побеждают в судебных процессах в 50 случаях и более.

Кроме того, на Министерство юстиции возложена задача по ревизии уголовного и уголовно-процессуального законодательства. Это очень большой пласт работы, которым раньше, как правило, занимались правоохранительные органы. Но для того чтобы избежать влияния правоохранителей на формирование двух важнейших отраслей права, работа над ними передана гражданскому ведомству.

Канат Мусин отметил, что у Министерства юстиции нет правоохранительных функций, поэтому нет и ведомственной заинтересованности. Есть задача обеспечить объективность в работе над Уголовным и Уголовно-процессуальным кодексами в целях справедливого отправления правосудия. С этой целью создан большой проектный офис, куда приглашены видные ученые, представители профессионального сообщества адвокатов и сотрудники правоохранительных органов.

Аруна КАНАТ