Все риски – к минимуму

О цифровизации государственных услуг, упрощении налоговых процедур и профилактике коррупции «СМ» рассказала заместитель руководителя департамента государственных доходов по Акмолинской области Асем Шакирова.

– Сейчас все государственные органы и частные предприятия вовлечены в процесс цифровизации. Что делается в этом направлении в органах госдоходов?

– Сегодня почти 90% государственных услуг, оказываемых нашим ведомством, автоматизированы. Это значит, что гражданин может получать их через интернет, исключая человеческий фактор.

В настоящее время органами госдоходов физическим и юридическим лицам оказываются 44 госуслуги. В электронном виде оказываются 27 услуг налогового и 17 услуг таможенного направлений. Налоговое администрирование и контроль переведены в автоматический режим.

Кроме того, граждане предоставляют налоговую отчетность через «Кабинет налогоплательщика», а с внедрением информационной системы «Астана-1» и все таможенные декларации предоставляются дистанционно. Благодаря этому исключены коррупционные риски.

– Асем Амангельдықызы, есть ли статистика, сколько было оказано услуг с начала года?

– За 9 месяцев текущего года департаментом оказано более 570 тыс. услуг, 99,6% из которых в электронном виде.

– Какие цифровые сервисы используются?

– Комитет государственных доходов постоянно работает над упрощением процедур исполнения налоговых обязательств и совершенствованием администрирования, в том числе с использованием цифровых технологий. Для этого разработаны бесплатные мобильные приложения «Е-Salyq Azamat» и «E-Salyq Business», которые упростили ряд налоговых процедур.

«E-Salyq Azamat» выполняет функции электронного налогового кошелька. Данная программа разработана с целью информирования граждан об обязательных платежах в бюджет и для их оплаты. До появления «E-Salyq Azamat» налогоплательщикам для погашения задолженности приходилось посещать отделения банков, простаивать в очередях, выплачивать банку вознаграждение за проведенную платежную операцию, искать реквизиты и коды. Налоговый кошелек избавил их от этих хлопот, так как все делается автоматически.

– Какие еще сервисы включает «E-Salyq Azamat», кроме оплаты налогов?

– Туда входит онлайн-пополнение, автозачет и доступ к просмотру имеющихся объектов налогообложения. Благодаря «E-Salyq Azamat» нет необходимости посещать органы госдоходов для исправления сведений о них. Теперь это можно сделать онлайн.

Электронный налоговый кошелек также содержит сервис «Оплата труда работника», который предоставляет доступ к информации о суммах начисленного индивидуального подоходного налога, позволяет получить сведения о пенсионных взносах, обязательных социальных отчислениях и перечислениях в рамках медицинского страхования.

Функция приложения, предназначенная для предстоящих платежей физлиц и ИП, отражает данные по следующей оплате в бюджет и тем самым предотвращает просрочку. Помимо этого, в «E-Salyq Azamat» предусмотрены опции «Поиск налогоплательщиков» и «Поиск неблагонадежных налогоплательщиков», позволяющие проверить постановку лица на налоговый учет, статус лжепредприятия, а также факт признания государственной регистрации в качестве налогоплательщика недействительной.

Приложение можно бесплатно скачать в App Store и Google Play, а авторизоваться в нем посредством ЭЦП или СМС-пароля, если вы зарегистрированы в базе мобильных граждан, а также с помощью ИИН.

Кроме того, с помощью «E-Salyq Azamat» можно предоставить налоговую отчетность по декларации об активах и обязательствах 250.00 формы; декларации о доходах и имуществе 270.00 формы; декларации по индивидуальному подоходному налогу 240.00 формы; декларации по земельному налогу и налогу на имущество 700.00 формы.

– Сколько жителей области пользуются данным приложением?

– Сегодня количество пользователей налогового кошелька в нашем регионе составляет более 80 тысяч.

– А что насчет «E-Salyq Business»?

– Это мобильное приложение также можно скачать в App Store, Play Market и AppGallery. Функционал программы позволяет зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя; выдать чек мобильного приложения (альтернатива чеков контрольно-кассовых машин); учитывать доходы ИП на основании чеков приложения; рассчитать налоги и социальные платежи (пенсионные взносы, медицинское страхование, социальные отчисления); вести учет наемных работников и их доходов; сдать упрощенную декларацию (налоговая отчетность по форме 910.00); закрыть деятельность индивидуального предпринимателя в упрощенном порядке.

Помимо этого, в приложении реализуются удобные сервисы, с помощью которых можно будет получить уведомления налогового органа, оплатить налоги одним платежным документом сразу за несколько налогов, проводить зачеты и возвраты ошибочно или излишне уплаченных сумм.

Также можно получить различные справки: о регистрации в качестве ИП, о доходах индивидуального предпринимателя, о доходах работников.

– Как органами госдоходов осуществляется информирование и консультирование граждан по налоговым и таможенным вопросам?

– Консультации можно получить, позвонив по единому контакт-номеру 1414. Для оперативной помощи населению действует чат-бот @SalyqBot в Telegram. Этот цифровой налоговый консультант работает на казахском и русском языках и обладает очень полезными функциями. Он позволяет мгновенно выдавать пользователю сведения о наличии либо отсутствии налоговой задолженности; помогает налогоплательщикам самостоятельно исчислять налог на транспортные средства и пеню; позволяет узнать необходимую справочную информацию, пользоваться налоговым календарем; умеет рассылать полезные новости и уведомления в зависимости от интереса пользователя физического или юридического лица; ознакомит пользователей с видеоуроками и инструкциями по самым актуальным темам и вопросам, касающимся органов госдоходов; для юридических лиц позволяет узнать сведения об уплаченных суммах.

Чат-бот обладает базой знаний, разработанной на основе обращений, поступающих в контакт-центр Комитета государственных доходов, что позволяет пользователю мгновенно получить ответы на часто задаваемые вопросы по налоговому и таможенному законодательству, без участия оператора. Так что, пользуясь @SalyqBot, граждане экономят свое время.

– Как внедрение цифровизации повлияло на результаты деятельности областного департамента государственных доходов?

– Динамика последних лет показывает, что влияние цифровизации на фискальное администрирование усиливается. В целом исполнение плановых показателей обеспечивается за счет дополнительных поступлений, в основном за счет совершенствования налогово-таможенного администрирования и цифровизации.

Так, план по налоговым поступлениям в государственный бюджет за 9 месяцев исполнен на 103,5%. При плане 232,6 млрд тенге поступило 240,7 млрд.

Подготовил Евгений КИМОВ