Важно быть другом

Как воспитывать ребенка, чтобы не навредить ему? Главный совет – любовь и доверие. Не стесняйтесь своей любви и ее демонстрации. Такие рекомендации по воспитанию счастливых и успешных детей дает школьный психолог СШ №19 Ольга Маймескулова.

В интервью «СМ» в канун Международного дня защиты детей Ольга Алексеевна рассказала, как родителям наладить доверительные отношения со своим чадом и уберечь от трагических ошибок:

– В школе я работаю 7 лет. Курирую 9, 10 и 11-е классы и учащихся с особыми образовательными потребностями.

У меня мама психолог, наверное, это повлияло на выбор будущей профессии. Сначала училась в академии «Көкше», затем окончила магистратуру в университете им. А. Мырзахметова. В вузе психологи получают теоретический материал, но в школе нужны практические знания и опыт, поэтому мы постоянно занимаемся самообразованием, проходим курсы повышения квалификации. Спасибо старшим коллегам, которые проводят для молодых специалистов обучающие семинары.

За счет ресурсного центра у нас в школе работают три психолога, а в других – по два специалиста. В среднем на одного психолога приходится по 300-400 детей. Это большая нагрузка. Кроме этого, мы проводим работу с учителями, чтобы у них не было эмоционального и профессионального выгорания.

– Как Вы выстраиваете работу, чтобы дети получали помощь в полном объеме?

– Согласно плану, охватываем всех участников образовательного процесса, но, конечно, акцент делается на адаптации первоклассников и младшеклассников, на поддержке детей при сдаче переводных и государственных экзаменов, при подготовке к ЕНТ.

 – Как взаимодействуете с учителями и родителями?

– В первую очередь объясняем, на что обратить внимание, чтобы предотвратить суицид. Больше всех с детьми соприкасаются учителя, классные руководители во время уроков и внеклассных мероприятий видят их настроение. Учим замечать малейшие изменения в характере и поведении.

Выступаем на родительских собраниях с лекциями, в чаты скидываем памятки, касающиеся воспитательного процесса, проводим тренинги, беседы, индивидуальные встречи. Но, к сожалению, многие взрослые еще не готовы обращаться к психологам, они боятся огласки, не доверяют специалистам. Часто родители пишут отказы от психологического сопровождения их детей во время учебы, поэтому, мы, психологи, не можем в полном объеме вести работу с некоторыми учащимися, хотя и видим проблемы…

– А как понять, что у ребенка проблемы?

– Если бросает хобби, замыкается в себе, не хочет разговаривать, насторожитесь! Обратите внимание на порезы, царапины, может быть, он неосознанно наносит себе раны, так как не может выразить словами эмоциональные переживания. Ребенку сложно говорить открыто о своих чувствах, делиться волнениями с родными. Даже нам, психологам, он не может сказать, что его беспокоит, какие негативные эмоции испытывает. Это происходит из-за того, что родители сами не могут правильно выражать свои страхи и сомнения, у них нет доверия в общении друг с другом.

Допустим, мама приходит с работы раздраженная, но не говорит, что у нее был напряженный день, а ведь ребенок может подумать, что это он является причиной ее злости и замкнуться… Лучше все сразу проговаривать.

– Как научить ребенка выстраивать личные границы?

– Начиная с малого возраста, надо давать ему право выбора при покупке одежды или игрушек. Необходимо воспринимать детей как личностей и равноправных граждан со своим восприятием мира, со своей точкой зрения, не просто любить, проявлять заботу, обеспечивать, но и уважать интересы. Родителям нужно больше разговаривать с детьми, интересоваться делами и жизнью, выстраивать доверительные отношения с малых лет. Обсуждать все темы и вопросы открыто, не смеяться над проблемами ребенка, а быть другом.

– Приходилось ли Вам нарушать тайны детей?

– Если я понимаю, что это угрожает жизни ребенка, то я сообщаю родителям, в полицию, если нужно. Однажды мы выявили подростка со склонностью к суициду. Перенаправили его к врачу общей практики, затем с ним работал психотерапевт. Я сразу объяснила, что это было сделано для его же безопасности. Нельзя, чтобы учащийся разочаровался в нас, взрослых, и потерял доверие к школе, родителям и психологу.

Школьникам я бы посоветовала не спешить становиться взрослыми, детством надо наслаждаться, а родителям нужно уметь качественно проводить время с детьми. Учителям же не следует грести всех под одну гребенку, не стоит забывать, что каждый ребенок – это индивидуум. Надо вселять в ребят уверенность, развивать их творческий и интеллектуальный потенциал.

Аруна КАНАТ