В рабстве у домофона

Признайтесь честно, сколько раз вы хотели отказаться от домофона? Наверняка, не единожды. Особенно после того, как обслуживающая компания в очередной раз повышала стоимость его обслуживания.

Недавно в редакцию «Степного маяка» обратились жители дома по ул. Канай би, 42. Поводом для обращения послужил рост тарифа за сервисное обслуживание домофона. При этом с 2019 г. стоимость услуг там поднималась неоднократно.

Начинало ИП «Gold Мастер» как и все – с 300 тенге. Тогда это был средний тариф по Кокшетау. Но вот в 2023 г. предприятие замахнулось на 450 тенге, что гораздо выше средних расценок по городу.

Естественно, жильцы крепко задумались о том, чтобы отказаться от домофона, вернее, от ежемесячной оплаты, которая растет в геометрической прогрессии.

И такое право у них, действительно, есть. Ведь, по сути, установка домофона ничем не отличается от монтажа кондиционера или нагревателя воды. Вы же не платите какой-то фирме каждый месяц за использование «аристона». То же самое и с домофоном. Оплачивать его обслуживание нецелесообразно. Сервисная компания не тратит на содержание оборудования абсолютно никаких усилий, средств или ресурсов. Значит, и жильцам подъезда платить можно только по факту выполненных работ. Например, в случае поломки.

Но не спешите бежать и расторгать договор с домофонной компанией. Тут, как и везде, есть подводные камни. Например, если двери, которые устанавливала компания, являются ее собственностью, то при расторжении договора жильцы могут остаться с открытым настежь подъездом. А если в договоре собственником домофона была указана сервисная фирма, она имеет право отключить или просто демонтировать соответствующее оборудование. То есть все упирается в точность формулировок в составленных документах…

Как поясняет руководитель департамента по защите прав потребителей Акмолинской области Светлана Занегина, при заключении договора с домофонной компанией следует внимательно читать документы и изучать условия. Бывают случаи, когда вместе с установкой оборудования потребителям навязывают и его обслуживание. Однако, на самом деле, потребитель имеет полное право выбрать для техобслуживания любую фирму на свое усмотрение, причем как с ежемесячной абонентской платой, так и нанять специалиста для ремонта в разовом порядке.

Более того, фирма, которая установила домофон, обязана предоставить бесплатное гарантийное обслуживание. Срок гарантии определяется заводом-изготовителем оборудования.

Договор на техобслуживание можно не заключать, пока не закончится гарантия.

Резюмирую: если вы хотите отказаться от ежемесячной оплаты домофонной компании, то в первую очередь об этом необходимо уведомить КСК, ОСИ или ПТ, вопрос нужно обсудить на общедомовом собрании. Если не менее 75% жильцов будут согласны, то можно расторгнуть договор с фирмой или сменить ее. И уже заключая новый, обсудить с представителем услуг размер ежемесячной оплаты или полное ее отсутствие.

Запомните, вы вправе перезаключить договор с той или иной компанией на своих условиях. Главное, сделать это по закону и с соблюдением всех правил, чтобы ни у кого не было к вам претензий. Может, тогда и домофонные сервисы, наконец, задумаются, что не стоит столь оголтело повышать тарифы. Люди у нас терпеливы лишь до поры до времени.

Евгений КИМОВ