Уроки Великой Победы

9 Мая – День Победы, особая и важная дата в календаре. Все дальше уходят в историю годы Великой Отечественной войны. Наше поколение не знало горя и утрат тех лет, только из рассказов ветеранов мы можем узнать о реальных событиях того времени. К сожалению, таких людей осталось немного, но по маленьким эпизодам, документам, бережно сохраненным, мы можем представить то, что ими пережито и совершено.

В музее Малика Габдуллина есть зал «Доблестный сын своего народа». Здесь каждый желающий может окунуться в события тех лет. Исторические документы, материалы и факты о герое войны бережно хранятся в фондах музея, являясь немым свидетельством его непревзойденного мужества, героизма и патриотизма.

Тема об уроках Победы за последний период уже достаточно глубоко и системно раскрыта в научных и исследовательских изданиях. Благодаря тому, что историки получили доступ ко многим документам не только военных лет, но и послевоенного периода, появилась возможность подвести развернутые, более конкретные итоги войны как для победителей, так и для побежденных, а также учесть последствия, которые помогут оказать влияние на людей в условиях смены моделей международных отношений.

Первый и главный урок Второй мировой войны состоит в том, что Третьей мировой войны не должно произойти, так как в ней не будет победителей, останутся лишь руины человеческой цивилизации. Великий ученый А. Эйнштейн говорил:

«Я не знаю, каким оружием будут сражаться в Третьей мировой войне, но в Четвертой мировой войне будут сражаться палками и камнями».

Такие уроки отражают реальность победы над фашизмом как свершившегося явления, укрепляют веру в торжество справедливых идей и в то же время недопустимость войн как средства разрешения политических противоречий.

Также одним из уроков является необходимость закрепления Победы, твердой и последовательной поддержки позитивных процессов, получивших развитие в ходе войны и в результате разгрома фашизма. Самое главное то, что благодаря победе над фашизмом многие страны несколько десятилетий жили в мирных условиях. Огромная заслуга в этом принадлежит советскому народу – победителю в Великой Отечественной войне. История жизни народа того времени предоставила ключ к пониманию того, как беда, обрушившаяся на страну, делала обывателя гражданином, гражданина – патриотом, а патриота – героем.

Анализируя уроки Великой Отечественной войны, необходимо подчеркнуть удивительный контраст между суровым бытом населения и его несокрушимой силой воли. Высокая духовность военного поколения, унаследованная от отцов и дедов, была одним из источников победы.

Высокий моральный дух и патриотизм людей того времени являлись важным фактором единства фронта и тыла. Из этого со всей очевидностью вытекает чрезвычайно важный, судьбоносный урок, напоминающий о том, что победа в войне достигается лишь при обеспечении неразрывного сплочения народа и армии, экономики и политики, материального и духовного в жизни людей.

Во время Великой Отечественной войны отмечался высокий рост патриотизма и боевого духа нашего народа. Солдаты на фронте и гражданское население в тылу не щадили своих сил для борьбы с врагом. В 1942 г. знаменитый советский писатель-публицист И. Эренбург писал на страницах «Правды» – главной газеты того времени:

«Один фриц мне сказал: «Против нас были страшные солдаты – их не мог остановить никакой огонь, они бежали прямо на нас. Потом мне сказали, что это – казахи… В степях Востока, привыкшие к нестерпимому зною и к суровому холоду, издавна жили отважные люди».

Сегодня существует много споров во взглядах на Вторую мировую войну, но как бы ни было, ясно и не подлежит пересмотру одно: та война, где безвинно проливалась кровь наших дедов и отцов, останется в нашем сознании священной навечно. Малик Габдуллин и Бауыржан Момышулы, Толеген Тохтаров и Маншук Маметова, Алия Молдагулова и Талгат Бегельдинов – это только несколько имен самых известных сынов и дочерей нашего народа, которые совсем еще молодыми отправились на войну с врагом и проявили беспрецедентный героизм.

В годы Великой Отечественной войны наш легендарный земляк, имя которого особенно чтят казахстанцы, Малик Габдуллин служил в составе 316-й стрелковой дивизии под командованием И. Панфилова и в кровопролитном сражении под Москвой, показав пример мужества и самоотверженности, 30 января 1943 г. был представлен к званию Героя Советского Союза.

В одном из писем, написанных в годы войны, Малик Габдуллин отмечал:

«На фронте мне порой приходилось сражаться с фашистами лицом к лицу. Немало отправил их на тот свет из автомата, до десятка вражеских танков уничтожил гранатой».

Его отличало и умелое владение всеми тонкостями военного искусства. Один пример. Приступив к своим обязанностям, Малик Габдуллин досконально изучил состав батареи, характер и поведение, психологические особенности каждого бойца. Постоянно проводил с ними коллективные и индивидуальные беседы. В результате его батарея часто занимала первое место в полку по боевой и политической подготовке. Поэтому ей поручалось всегда находиться на самых ответственных участках боев.

Думается, уместно привести и высказывание известного писателя Б. Полевого из очерка «Рождение эпоса», опубликованного в газете «Правда» от 25 апреля 1943 г.

«…Малик-батыр силен, смел, хитер, как степной лис, что у него ухо джейрана, которое слышит врага на много верст, что у него глаза сокола, который видит врага, как бы тот ни прятался; что у него рука не устанет убивать немецких шакалов, и чем больше она убивает, тем сильнее становится, что от одного вида Малик-батыра немцы обращаются в бегство.

В Малике имелись все лучшие качества армейского агитатора – смелого командира, прославившегося своей храбростью, воинским мастерством; политического деятеля, хорошо знающего душу и сердце человека, без слов понимающего его внутренний мир; ученого-филолога, свободно владеющего русским, казахским, киргизским, узбекским, калмыцким, каракалпакским и татарским языками», – писал Б. Полевой.

Малик Габдуллин много успел при жизни: им обработан колоссальный фактологический материал, написан ряд научных монографий, изданы школьные учебники для национальных школ, художественные произведения, в которых наиболее зримо предстает дар мастера слова. При всем этом он оставался социально активной личностью со своей гражданской, четко выраженной позицией.

Поистине, чтобы больше делать, надо больше успевать – так жил наш великий земляк. Неистребимая сила духа Малика Габдуллина всегда была направлена во благо его народа, и это еще одно подтверждение тому, что только благодаря единству и героизму война закончилась победой.

Урок Великой Отечественной войны, который нам всем следовало бы усвоить получше, – это урок массового героизма. Само выражение «массовый героизм» звучит как-то странно, ведь героизм просто по определению – это то, что должно быть исключительным, уникальным. Но что тут поделаешь, если он действительно был массовым? То, что всегда, во всей мировой военной истории, было исключением из правил, у нас стало правилом и нормой. Массовый подвиг советских людей во время войны дал колоссальный пропагандистский материал. Этот урок убедительно показал, что сила народа в его единении, его духовной сплоченности, в справедливости тех целей, во имя которых мы стремимся в будущее.

Эльмира ЕРЖАНОВА,
сотрудник музея Малика Габдуллина г. Кокшетау