Трагедия человеческих душ

Репертуар областного казахского музыкально-драматического театра им. Ш. Кусаинова пополнился еще одним прекрасным спектаклем. В Кокшетау состоялась премьера драмы турецкого драматурга Назыма Хикмета «Елеусіз қалған есіл ер».

Назым Хикмет – известный поэт, прозаик, сценарист и общественный деятель. Его поэзия переведена на многие языки мира, а пьесы ставятся в театрах Европы, Америки и Азии. В нашей стране его пьесу «Забытый человек» ставят уже во второй раз, до этого постановкой отметился Казахский государственный академический театр драмы им. М. Ауэзова.

Режиссером-постановщиком кокшетауской версии выступил Аян Алимбаев, художником-постановщиком – Маймура Топанбаева, хореографом – Газиза Алимбаева.

«Елеусіз қалған есіл ер» – это психологическая драма, наполненная людскими трагедиями, рассказывает о том, что карьера – временное явление, а человек и верность – вечные. В постановке через разные судьбы показаны проблемы современного общества, но основная мысль проста: слава знаменитостей призрачна, одиночество неизбежно, а для людей, испытавших популярность, остаться забытыми – трагедия.

В спектакле сделан акцент на кафе с такими «забытыми звездами». Здесь эмоционально и с надрывом спортсмен без ноги вспоминает свои былые победы на чемпионатах до того, как попал под трамвай. Лучший парикмахер в городе с тоской в глазах и с ностальгией рассказывает о роскошных волосах красавиц, которые на пике его славы записывались на прическу за месяц вперед. Но все это осталось в прошлом… Теперь о знаменитостях никто не вспоминает, и они заглушают боль алкоголем.

В спектакле не менее трагична судьба знаменитого хирурга-окулиста. О нем пишут статьи в газетах, хотят установить в честь него памятник, вручить международную премию, фотографы пытаются поймать его в кадр. Он талантлив, проводит блестящие операции, помогает людям вернуть зрение, участвует во всевозможных конференциях, у него много учеников, но при этом проблемы в личной жизни. Молодая супруга изменяет с его главным ассистентом, а взрослая дочь ждет ребенка от женатого мужчины. Но хирург, боясь репутационных потерь, предпочитает не разводиться с неверной женой и просит дочь уехать в другой город, чтобы тайно родить ребенка. Он готов пожертвовать семьей и гордостью, лишь бы общество не узнало, что у знаменитого врача имеются «скелеты» в шкафу.

Дочь в отчаянии предлагает отцу самому сделать прерывание беременности, чтобы о позоре не узнали его коллеги. Хирург соглашается, но во время операции сердце девушки не выдерживает, и она умирает. Врач оказывается за решеткой.

Проведя пять лет в тюрьме, он возвращается в город и выясняет, что о нем забыли все – друзья, коллеги, многочисленные ученики, а супруга открыто живет с его помощником. Уходя из квартиры, доктор забирает с собой лишь вырезки газетных статей и глянцевые журналы с фотографиями, как напоминание о былой славе…

Есть в спектакле и радостные моменты. В «кафе забытых людей» врача находит мама ребенка, которому он когда-то сделал операцию и вернул зрение. Женщина напоминает доктору, что у него золотые руки и его ждут десятки слепых детей, которым он может подарить надежду видеть. Хирург бросает кипы журналов и уходит из небытия вместе с мамой давнего пациента.

«Мы показываем судьбы разных людей через призму жизненных обстоятельств, трагедию человеческих душ. В жизни, к сожалению, часто происходит, что известные личности, творческие люди, актеры, писатели, поэты, художники остаются забытыми, непризнанными. Главный персонаж – хирург тоже стремился к славе и признанию, мечтая о мировой известности. Казалось бы, он баловень судьбы, но обстоятельства иногда складываются так, что встает вопрос личного выбора. Он достиг наивысшего мастерства в своей профессии, но как человек несчастлив. Герой предпочел быть известным и безупречным, а не внимательным и заботливым отцом.

Сегодня, когда в обществе происходит подмена понятий и нравственных ценностей, эта тема особенно актуальна. Мне, как режиссеру, хотелось уйти от штампов. Мы вместе с актерами старались внедрить современные подходы и новые техники театрального искусства в передачу образов», – отмечает режиссер-постановщик Аян Алимбаев.

Зрители с восторгом отозвались о премьере. После спектакля известный журналист и писатель Серик Жетпискалиев поделился впечатлениями:

«Премьера прошла на ура. Впечатлила яркая и эмоциональная игра актеров, грамотно подобранная красивая музыка, интересное оформление сцены. Я восхищаюсь творчеством коллектива театра, который находится в постоянном творческом поиске. Премьера заставляет о многом задуматься, я бы назвал ее жизненной постановкой, психологической драмой, она вызывает глубокие размышления о себе и своем предназначении, призвании и таланте».

Жительница города, пенсионерка Алия Ашимова в театр приходит часто и с удовольствием знакомится с премьерами:

«В театре работают моя дочь Газиза Алимбаева, она балетмейстер, и ее супруг – молодой режиссер Аян Алимбаев. Здесь я отдыхаю душой. Спектакль получился очень трогательным, до слез и мурашек. Настолько все правдоподобно и печально. В пьесе показана тщетность земной славы и несчастье в личной жизни, часто сопровождающие мнимый успех…»

Аруна КАНАТ