Ситуацию нужно менять

В стране активно функционирует рынок товаров и услуг, на котором присутствуют продавец и потребитель. К слову, последних подавляющее большинство. Поэтому на первое место выходит не столько производство товара, сколько его реализация. При этом потребитель как был, так, пожалуй, и остается самым незащищенным субъектом на рынке. В чем причина и в какой сфере больше всего нарушаются права потребителей? Давайте попробуем разобраться на основе результатов социологических исследований.

Ежегодно по заказу Комитета по защите прав потребителей МТИ РК проводятся социсследования, цель которых – определить состояние, проблемы и перспективы развития отрасли.
В 2021 г. социсследование по вопросам защиты прав потребителей было проведено ОО «Жаңа шабыт» посредством социального онлайн-опроса через сайт saualnama-opros.kz по двум основным направлениям: определение уровня удовлетворенности населения теми или иными видами услуг; определение уровня правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей. В опросе приняли участие представители нескольких групп с разным уровнем образования, социальным статусом и местом жительства.

Так, респондентам было предложено оценить степень удовлетворенности по 20 сферам услуг. В итоге, согласно социсследованиям, по республике был выявлен достаточно высокий уровень удовлетворенности опрошенных казахстанцев.

При этом в регионах все же имеются отличия. Например, на вопрос: «Удовлетворены ли вы качеством оказания услуг связи (мобильная связь)?» – 78,8% респондентов ответили «да», 18,4% – не удовлетворены, а 2,8% опрошенных затруднились дать ответ.

В разрезе областей качеством услуг мобильной связи удовлетворены 94,2% респондентов Акмолинской, 93,5% Актюбинской и 90,5% Павлодарской. Не удовлетворены жители СКО – 33,7%, Туркестанской – 30,7% и Костанайской областей – 29,6%.

По качеству оказания услуг интернет-провайдеров – 70,2% респондентов удовлетворены, 23,4% – не удовлетворены, 6,4% опрошенных затруднились дать ответ. В разрезе областей удовлетворены качеством услуг респонденты Акмолинской (93%) и Актюбинской (87,2%) областей, Шымкента (86,2%), не удовлетворены жители СКО – 45,3%, Костанайской области – 37,5% и Нур-Султана – 34,1%.

Целью второго этапа опроса было определение уровня правовой грамотности населения в сфере защиты прав потребителей.

Большинство респондентов (82,6%) поставили положительную оценку текущей ситуации с соблюдением прав потребителей в РК, 88,4% считают, что ситуация с государственным регулированием защиты стала лучше. Более 65% респондентов ответили, что знакомы с Законом РК «О защите прав потребителей», но не использовали его на практике. Использовали закон – 21,9%, не знают о его существовании – 12,2% жителей. Для примера в 2020 г., согласно аналогичному опросу, лишь 5% казахстанцев были знакомы с соответствующим законодательством.
В случае нарушения прав потребителей более половины респондентов заявили, что обратятся в уполномоченный орган, остальные прибегнут к услугам юристов и неправительственных организаций.

На вопрос: «Какие меры нужно ввести для более полного осуществления защиты потребителей?» большинство респондентов Туркестанской (77,1%), Алматинской (76,7%) и Мангистауской (60,5%) областей указали, что нужно ужесточить наказание за нарушения их прав. Казахстанцы, проживающие в Шымкенте (28,7%), Атырауской (19,6%) и Жамбылской (15,1%) областях, считают, что необходимо усилить госконтроль. Жители СКО (80,3%), Павлодарской (51,3%) и Акмолинской (28,1%) областей предлагают упростить механизм защиты.

Таким образом, основной проблемой защиты прав потребителей является наличие многочисленной массы покупающих и продающих граждан, которые не в полном объеме владеют знаниями и не всегда умеют применять на практике законы, регулирующие рыночные отношения.

Остается проблемой и недоверие общества к государственной защите. При этом четкие правила соблюдения баланса «предприниматель – потребитель» необходимы обществу давно. Ситуацию можно и нужно менять. И не столько ужесточением законодательных мер, сколько усилением роли общественных организаций по защите прав потребителей и активности самих граждан. Только так можно сформировать законопослушного предпринимателя, повысить уровень сервиса и усилить ответственность бизнеса.
Департамент по защите прав потребителей Акмолинской области.