Работа на сближение культур

Сегодня мир стоит перед выбором: либо столкновение разных цивилизаций и культур, либо активное взаимодействие и налаживание между ними диалога, стремление к взаимопониманию и сопричастности. Для многих стал очевидным тезис, что воспитывать толерантность надо на всех этапах жизни, особенно в период получения образования. В преддверии 1 Мая «СМ» побеседовал с ректором Кокшетауского университета им. А. Мырзахметова Сагинтаем Елюбаевым, где уже восемь лет успешно работает кафедра Ассамблеи народа Казахстана.

– Сагинтай Зекенович, чем обусловлен интерес к воспитанию толерантности и как возникла идея открыть кафедру?

– Это необычная кафедра, не типовая, не классическая. Она выполняет три задачи. Первая – учебно-воспитательная. В университете на всех специальностях введен элективный курс «Основы этнической и религиозной толерантности». Студенты кафедры проходят профессиональную практику на базе КГУ «Қоғамдық келісім». Для студентов педагогических специальностей читается элективная дисциплина «Психология толерантности». Вторая задача – научное обеспечение. Профессорско-преподавательский состав кафедры активно участвует в научно-исследовательской работе. Проводятся теоретические исследования по проблемам толерантности. Ряд преподавателей совместно с российскими коллегами приняли участие в написании коллективной монографии «Анатомия этнополитики», а также книги «Особенности формирования общественного согласия и единства в Акмолинской области». Третья задача кафедры – стать дискуссионной площадкой, на которой активно обсуждаются вопросы межэтнического развития, толерантности, проводятся круглые столы, встречи с видными политическими деятелями, учеными и экспертами.
Кафедра взаимодействует с региональными государственными структурами, а ряд ее членов участвует в работе научно-экспертного центра при Акмолинской ассамблее народа Казахстана. Вся работа направлена на реализацию государственной этнополитики, а именно на обеспечение межэтнического согласия в республике на основе казахстанского патриотизма, гражданской и духовно-культурной общности народа.

Толерантность является снижающим фактором проявления насилия и дискриминации по отношению к человеку любой национальности и вероисповедания. Воспитание толерантности в вузе – актуальная современная задача. Кратко основные идеи поликультурного образования можно сформулировать так: люби и уважай свой язык, свою культуру, свой народ; уважай другие народы, другую культуру; стремись познать жизнь в ее культурном многообразии; знай, что всех объединяет.

– И все же какова цель столь тесного вплетения института толерантности в образовательный процесс?

– Мы хотим создать систему образования, основанную на глубоком освоении духовного наследия Казахстана. Воспитание толерантности должно гармонично сочетаться с приобщением студентов и магистрантов к лучшим достижениям мировой цивилизации. При этом мы понимаем, что только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям Отечества и народа.
Социологическое исследование среди студентов университета им. А. Мырзахметова показало, что общая этносоциальная ситуация в вузе достаточно благоприятная, бесконфликтная. У нас обучаются представители разных национальностей, но у молодежи нет негативного отношения к людям других этносов. Многие студенты отмечают, что для них чувство этнической принадлежности не является главным. Главным, по их мнению, должны быть личностные качества человека. Очень важным показателем служит то, что большинство студентов никогда не испытывали трудностей в общении с людьми других национальностей и культур. Таким образом, проводимая учебно-воспитательная работа позволяет сближать людей, приобщает и воспитывает чувство уважения к традициям и языку.

– Как Вы оцениваете деятельность Ассамблеи Народа Казахстана?

– В Послании Главы государства Касым-Жомарта Токаева «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны» акцентируется внимание на том, что наша республика, являясь многонациональной страной, построила уникальную модель межэтнического и межконфессионального согласия, в формировании которой важнейшая роль отводится АНК.
Сегодня ассамблея способствует созданию благоприятных условий для дальнейшего укрепления единства народа. Она обеспечивает интеграцию усилий этнокультурных объединений, помогает возрождению, сохранению и развитию национальных культур, языков и традиций жителей страны.

На базе нашего университета действует студенческая ассамблея «Өркен», в которую входят студенты более 16 национальностей. Молодежная организация принимает активное участие во всех мероприятиях городского, областного и республиканского уровней, проводит акции, флешмобы, фестивали дружбы народов, видео-челленджи «Под единым шаныраком», «Мен қазақша сөйлеймін». Ежегодно в вузе проходят календарные праздники, где молодежь приобщается к народному фольклору, учится понимать и любить национальное искусство.

– На чем строится этнокультурная подготовка будущих специалистов?

– Она основывается на изучении ряда дисциплин: педагогики, философии, культурологии, этнопедагогики и других. Поэтому студенты имеют достаточно хорошее представление об историческом многообразии культур и цивилизаций, типах, формах социальной жизни; о месте национальной культуры в мировом историко-культурном процессе; ознакомлены с ролью этнических и национальных факторов в эволюции цивилизации, знают специфику полиэтнической среды; умеют использовать накопленный опыт для развития творческих способностей.

Результаты проведенного исследования позволили нам составить модель развития этнической толерантности студентов в процессе изучения психолого-педагогических дисциплин. Модель включает в себя три этапа: подготовительный, практический и рефлексивный.
Последний представляет особый интерес. Его задача состоит в формировании у студентов готовности к правильному поведению в разных жизненных ситуациях. Важное значение на данном этапе мы отводим проведению педагогической практики будущих учителей. Она же является критерием уровня развития способностей и проявлением умений и навыков в области этнокультуры. Студенты имеют возможность общаться с детьми разных национальностей и использовать с ними наиболее эффективные формы и методы воспитательно-образовательной работы.

Совместная деятельность создает общее эмоциональное настроение: обучающиеся оказывают помощь друг другу при выполнении заданий, переживают неудачи и радуются успеху. Они становятся терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. А главное, что при подготовке фольклорных праздников происходит преображение робких и застенчивых ребят в раскрепощенных, инициативных. Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Евгений КИМОВ