Подход к каждой семье

Министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова на встречах с населением в рамках рабочей поездки в Акмолинскую область подчеркнула, что социальная сфера – важный блок в государственном управлении, поскольку сопровождает человека в течение всей жизни: от рождения до старости.

«Мы систематизировали в единую платформу базу данных по всем гражданам. Потому что законы должны работать не на поддержку отдельной категории, а на улучшение благополучия каждой семьи. Для этого внедрена соответствующая цифровая карта – своего рода социальный портрет, где указана необходимая информация о количестве детей, пенсионеров и безработных, людей с инвалидностью в каждой казахстанской семье.

В министерстве мы создали мобильные группы, которые побывали с разъяснениями в нескольких регионах. От Акмолинской области в рабочую группу по модернизации системы социального обслуживания вошел председатель ОО «Центр реабилитации инвалидов «Шанс» Василий Шиманский», – отметила Т. Дуйсенова.

Министр подчеркнула, что планируется вовлечение в социальное обслуживание незанятых членов семей, которые являются получателями специальных социальных услуг (ССУ). Им будет предоставлена возможность оформления в качестве индивидуальных помощников с соответствующей оплатой труда, отчислениями и учетом данного вида деятельности в трудовом стаже. Основным требованием к участникам будет наличие у них соответствующих навыков, умений и квалификации для оказания подобных услуг.

«Проектом Социального кодекса предусматривается внедрение принципа подушевого финансирования вместо общих тарифов. Новая система гарантирует подушевой норматив для организаций, предоставляющих спецсоцуслуги, и предельные цены для организаций, поставляющих компенсаторные технические средства», – проинформировала Тамара Дуйсенова.

Она также добавила, что в целях повышения качества услуг и снижения человеческого фактора в вопросах установления группы инвалидности, предоставления технических средств реабилитации и ССУ будет продолжена работа по внедрению заочного проведения медико-социальной экспертизы и развитию электронного портала.

В стране в рамках программы цифровизации успешно действует проактивный формат предоставления услуг. В 2022 г. казахстанцам было оказано 898 тыс. различных государственных услуг социально-трудовой направленности. По сравнению с прошлым годом количество получателей выросло в два раза.

«В проактивном формате оказывается 22 государственные услуги. Среди наиболее популярных – регистрация безработных (309 тыс.), назначение пособий на рождение и по уходу за ребенком (174,6 тыс.), назначение социальной выплаты на случай потери дохода в связи с уходом за ребенком по достижении им возраста 1 года (145,9 тыс.), выплата разницы между суммой фактически внесенных обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов с учетом уровня инфляции и суммой пенсионных накоплений (98,6,6 тыс.), установление инвалидности и/или степени утраты трудоспособности и/или определение необходимых мер социальной защиты (43,9 тыс.).

К примеру, сейчас женщине при оформлении пособия как многодетной матери не нужно обращаться в ЦОН. После рождения четвертого ребенка ей придет SMS, ответив на которое положительно, она даст согласие на его оформление. Главное – нужно быть зарегистрированной в базе мобильных граждан, чтобы система знала, куда и кому отправлять сообщение. Сегодня уже более 28 тыс. граждан оформили соцпособие для многодетных матерей в таком проактивном формате.

Женщинам, награжденным подвесками «Алтын алқа», «Күміс алқа» или получившим ранее звание «Мать-героиня», отмеченным орденами «Материнская слава» первой и второй степеней, после подписания указа Президента РК также придет сообщение на оформление пособия», – пояснила министр.

Кроме того, в республике проводится работа по трансформации и упрощению ряда других услуг. Например, ранее гражданам, потерявшим здоровье, для установления инвалидности, а также получения пособий и технических средств реабилитации приходилось обращаться в 4 различные инстанции: в поликлинику, отдел медико-социальной экспертизы, ЦОН и акимат. Теперь же заявитель обращается только в поликлинику по месту жительства, а остальные процессы, за счет интеграции информационных систем, проходят без его участия.

В этом году была запущена проактивная государственная услуга по назначению единовременной выплаты на погребение. Родственникам умершего, который получал пенсию или пособие, при подтверждении в информационной системе родственных отношений, придет сообщение на проактивное получение услуги по единовременной выплате.

«Социальный кодекс будет сопровождать граждан в течение всей жизни, обеспечивая помощь со стороны государства при наступлении социальных рисков. Сегодня на основе данных информационных систем госорганов в цифровой карте аккумулированы сведения о 6,3 млн семей и 19,5 млн их членах. При этом мы выявили семьи, которые недополучают полагающуюся помощь. Такие семьи, начиная с 1 сентября, получают SMS-уведомления с указанием положенных для них государственных гарантий. Соответствующие меры государственной поддержки назначаются им в проактивном формате. В Акмолинской области выплаты уже назначены 221 человеку», – сообщила Тамара Дуйсенова.

Также министр привела статистику, что за 10 месяцев этого года в регионе трудоустроен 18 521 человек, из них на вакантные места через центры занятости – 10 053, в рамках реализации национальных проектов – 5 026, охвачено активными мерами содействия занятости – 3 442.

Глава МТСЗН добавила, что с 2023 г. будет расширен перечень услуг в сфере социальной защиты, а к 2025-му цифровой картой будут охвачены все виды государственных гарантий в социальной сфере, а также в сферах здравоохранения и образования.