Не только экономия, но и возможность заработка

Эксперты убеждены, что уважительное отношение к деньгам и умение их разумно тратить необходимо прививать с детских лет. С этой целью в Кокшетау недавно открылся новый учебный центр, в котором детей обучают основам предпринимательского мышления. О принципах формирования столь необходимых навыков у подрастающего поколения рассказывает директор учреждения Динара Ильясова.

– Динара Сериковна, как появилась такая идея?

– Идея зародилась давно, когда еще работала учителем начальных классов. В системе образования я более 30 лет, в том числе преподавала в НИШ г. Кокшетау, но последние 12 лет занимаюсь повышением квалификации учителей. Являюсь сертифицированным тренером и разработчиком многих образовательных программ.
В 2001 г. я прошла тематические курсы в Караганде, связанные с основами экономики для детей. Позже изучила опыт Сингапура, куда ездила на семинар, а также опыт других стран.

Прошла обучение в Московской школе женского бизнеса. Тогда и задумалась о преподавании финансовой грамотности. Этот вопрос сегодня очень актуален не только для детей, но и для взрослых.

Помню, открыли в школе факультатив по этой теме. Дети обожали предмет, да и от родителей получали хорошую обратную связь. Как-то позвонила родительница, возмущенная тем, что ребенок интересовался доходами членов семьи и семейным бюджетом. Он спрашивал, кто сколько зарабатывает и тратит, какие покупки приобретаются домой. Я ей объяснила, что это было домашним заданием – сравнить доходы и расходы, соответственно ребенок интересовался, насколько эффективно ведется семейный бюджет. Своей маме он сказал, что она самая затратная статья их семейного бюджета, потому что тратит больше, чем зарабатывает. Она как раз в то время купила себе дорогие сапоги…

Тогда мы поняли, что нужно в процесс обучения вовлекать и родителей. В конце курса они, к слову, отмечали, что дети стали более экономными, начали интересоваться ценами в магазинах, уточнять, почему в этом месяце заплатили за электроэнергию больше, чем в предыдущем.

Считаю, что курс по финансовой грамотности очень полезен, его необходимо внедрить во все учреждения образования, тогда школы будут по-настоящему готовить детей к реальной жизни.

– Что входит в программу обучения?

– Наш учебный центр «Основатель» – это настоящая бизнес-школа. Мы работаем над развитием предпринимательского мышления, это более глубокое понятие, чем финансовая грамотность. Приведу статистику. Если говорить о роли малого и среднего бизнеса в развитии экономического сектора, то получается, что в других странах МСБ занимает 60%, тогда как в Казахстане всего лишь 16%. Поэтому и нужно начинать именно с азов.

Очень многие в Казахстане боятся открыть бизнес, не готовы рисковать, не владеют инструментами ведения собственного дела. За рубежом основы предпринимательства начинают преподавать с младших классов, у нас же курс рассчитан только на старшее звено. И то, что предмет ведут учителя, это неправильно, обучать должны эксперты.

Мы преподаем основы предпринимательского мышления через развитие личностного роста, стратегию успеха и ораторское искусство, когда ребенок может определить свои сильные и слабые стороны, учится менеджменту и планированию. Основная задача – дать как можно больше практических навыков.

На занятия будем приглашать успешных предпринимателей, сейчас как раз налаживаем сотрудничество с Ассоциацией деловых женщин города. Представители объединения будут выступать в качестве наставников и менторов, оценивать деятельность учащихся. Привлечем также специалистов по современным коммуникационным технологиям.

Задача учеников – в течение года изучить спрос рынка и монетизировать идею, разработать два проекта. Один коммерческий, чтобы была возможность заработать, а второй – социальный, благотворительный с целью оказания помощи людям. Мы изначально пропагандируем социальную ответственность, миссию служения обществу. Тут же решается задача с профориентацией, ребята, попробовав себя в бизнесе, будут знать, какую сферу хотят углубленно изучить в будущем. Знания они получают через игровой формат.

Даже для ведения страничек в Инстаграме и подготовки роликов мы привлекаем наших воспитанников, заключаем с ними договоры и даем возможность заработать. Скоро будем учить их готовить бизнес-проекты, чтобы получать гранты и субсидии, организуем курсы «Юный спикер и копирайтер», возьмемся за деловой английский. Мы поощряем все инициативы детей. Ребенок с детства должен понимать, что любой труд оплачивается. В группах у нас по 8-10 человек, чтобы обучение было плодотворнее.

Конечно, планируем открыть курсы и для родителей воспитанников, рассказывать нашим ученикам истории успешных детей. Среди подростков сегодня очень много миллионеров и миллиардеров, получающих деньги за ведение соцсетей. Чего только стоит история шестилетнего мальчика, заработавшего около 11 млн долларов на том, что он просто распаковывал игрушки в видеоблоге.

– А как Вы воспитываете собственных детей в плане финансовой грамотности?

– В этом вопросе у нас с супругом есть определенные правила, мы не поощряем «хотелки» детей, ежемесячно даем деньги на карманные расходы. Но они могут заработать, делая домашнюю работу, правда, есть определенные обязанности по дому, за которые мы не платим. Так, сын убирает комнаты и моет полы бесплатно, за другую работу мы даем ему деньги, например, когда нужно разгрузить и расколоть дрова.

Есть обязательный перечень выплат и покупок, дети не просят у нас дорогих вещей и гаджетов. Сын сам накопил на игровую приставку и клавиатуру, откладывая деньги, экономил на проезде. И телефон ему также приобрели. Он предложил, чтобы мы несколько месяцев не выдавали деньги на карманные расходы.

Когда во время январских событий, отключили интернет и связь, и мы остались без налички, единственный, у кого были деньги, – это наш младший сын.

Старший сын уже самостоятельный, ему 28 лет, он женился, живет отдельно с семьей. Дочери – 22 года, она тоже бережливо относится к деньгам, прежде чем что-то купить, обойдет несколько магазинов, верхнюю одежду и обувь покупает в конце сезона, когда они продаются со скидкой. Дочь еще в 9-м классе вместе с подругами пыталась открыть свой бизнес.

Они готовили открытки с шоколадками и продавали в школе во время праздников. В 10-м классе работала репетитором по английскому языку. И сейчас, будучи студенткой, не упускает возможность подработать. Неслучайно говорят, что все начинается с семьи.

Мои знакомые и подруги удивляются нашему воспитанию и подходу к деньгам. Они говорят: вы же состоятельные люди с мужем, зачем вашим детям экономить? Но, я думаю, что подрастающее поколение должно знать цену деньгам и то, как они достаются. Самодисциплина хорошо помогает в жизни. Мы с детьми всегда обсуждаем семейный бюджет, рассказываем им, сколько ежемесячно тратим на оплату коммунальных услуг, продукты питания и одежду. Сын шутит и спрашивает у меня, входит ли установка брекетов в статью расходов родителей. Я говорю: да, а вот игровое кресло нет, на него нужно самому заработать.

– Что рекомендуете почитать в качестве пособия по финансовой грамотности?

– Определенно, это Эстер Войджицки, ее называют крестной матерью Кремниевой долины. Она учительница самого Стива Джобса.

Педагог дает хорошие советы, как воспитать успешного ребенка, и считает, чем сильнее гиперопека родителей, тем слабее дитя. Ключевым моментом успешности для нее является самостоятельность детей.

В Сингапуре, к примеру, не приветствуют, чтобы дети воспитывались в роскоши и богатстве, наоборот, там их стараются приучать к труду. Ребенок должен расти прагматичным, думающим и осознанным. Конечно, и родители должны быть примером для своих детей в этих вопросах, а не демонстрировать крайности – излишнее скупердяйство или расточительство.

Есть много игр и методик для развития навыков финансовой грамотности. Хорошо помогает «Монополия», показывающая, как устроен мир финансов.

– Какие примеры можете привести из международного опыта?

– В Сингапуре мы посещали один из колледжей. Фишка в том, что вся инфраструктура в учебном заведении была полностью организована студентами. Они активно разрабатывают свои стартапы, там функционируют бизнес-инкубаторы, имеется студенческий магазин, даже в общепите задействованы подростки. При этом у каждого своя роль, кто-то выступает в качестве маркетолога, аналитика, продавца, повара. Оканчивая учебное заведение, они, по сути, уже готовые специалисты и бизнесмены с предпринимательскими навыками. В зарубежных школах также фундаментально относятся к проектной деятельности и формированию делового мышления.

– Какие советы можете дать родителям?

– Я за то, чтобы детям давали деньги на карманные расходы, но это нужно обсуждать с ребенком на семейном совете. Попросите детей записать все их расходы на месяц, это могут быть секции по плаванию, проезд на общественном транспорте, питание в школьной столовой. Естественно, можно дать чуточку больше, чтобы ребенок мог копить и совершать самостоятельные покупки. Есть такое понятие как договорная политика, поэтому все вопросы нужно обязательно проговаривать. В этом случае будет больше отдачи.
Финансовая грамотность – это не только умение экономить, но и видеть возможности заработка.

Аруна КАНАТ