На повестке – «бородатый» вопрос

Злободневный и актуальный вопрос рассмотрели на заседании члены общественного совета города под председательством Серика Какенова.

С информацией о работе ОСИ выступил Толеу Актаев, главный специалист отдела ЖКХ, пассажирского транспорта, автомобильных дорог и жилищной инспекции г. Кокшетау.

Согласно Закону РК «О жилищных отношениях» определены две формы управления объектом кондоминиума – объединение собственников имущества (ОСИ) и простое товарищество (ПТ).

На территории города функционируют ПТ – 630 единиц, ОСИ – 137 (5 ОСИ на регистрации в департаменте юстиции), зарегистрировано объектов кондоминиума – 246. Для дальнейшей работы по регистрации объектов кондоминиума отделом ЖКХ заключен договор с НАО «Правительство для граждан» по изготовлению технических паспортов МЖД и документации на земельные участки.

По мнению специалиста, преимущество ОСИ в том, что объединение работает по принципу «один дом – одно объединение – один счет», что подразумевает открытие собственного текущего и сберегательного счетов. Такой принцип управления обусловлен тем, что в настоящее время большинство КСК стали многодомными и открывают один счет на все дома, что не позволяет проследить целевое использование собранных средств. Таким образом, предлагаемый принцип предусматривает индивидуальный подход по управлению каждым домом, а также позволяет жителям накапливать средства на капитальный ремонт только своего дома с возможностью мониторить поступления средств и целевое расходование данных денег.

Т. Актаев обозначил перед общественниками и проблемные вопросы. Нет взаимодействия между органами управления МЖД и участковыми инспекторами по вопросу привлечения к административной ответственности по ст. 505 КоАП РК за мусор. Отсутствует взаимодействие с сотрудниками при возникновении порывов в квартирах и предоставлении доступа в такие квартиры при отсутствии собственника (к примеру, если человек умер).

Государственные информационные системы не выдают сведения о многоквартирных жилых домах, которые зарегистрировали земельные участки и объекты кондоминиума в 1997-1998 годах, хотя на руках у КСК, ОСИ, ПТ имеется полный пакет документации, оплаченный местными исполнительными органами.

В 2000-х годах была проведена регистрация объектов кондоминиума без земельных участков под домами. По этим домам необходимо принять решение о включении земельного участка в объект кондоминиума и оформить земельные участки.

В настоящее время информационная система рассчитывает доли объекта кондоминиума без нежилых помещений, если проект изначально предусматривает коммерческие помещения на 1-2, цокольных этажах многоквартирного жилого дома. В результате ОСИ/ПТ/КСК не могут принудить к содержанию общих коммуникаций.

В НАО допускаются случаи регистрации нежилых помещений, парковочных мест под разными кадастровыми номерами, не объединяя их в единый жилой комплекс. К примеру, общий подземный паркинг на 2-3 дома одного ЖК может иметь разные кадастровые номера и адреса на парковочные места, что влечет за собой конфликты по содержанию паркингов.

НАО в нарушение проектной документации по окончании строительства регистрирует общедомовые помещения, не имеющие стен, дверей под кладовые и прочие хозяйственные постройки в местах пожарных, лифтовых, аварийных выходов под кадастровыми номерами, не имеющими отношения к многоквартирному жилому дому. НАО регистрирует различные изменения планировки, пристройки жилых и нежилых помещений, но при этом пересчет долей объектов кондоминиума не производится, и для изменения этих долей необходимо повторно делать общедомовой технический паспорт, а это колоссальные суммы – 700–800 тыс. тенге за один многоквартирный жилой дом.

Доля в многоквартирном жилом доме привязана к ФИО собственника, при котором была произведена регистрация объекта кондоминиума, и никак не отражается при его смене. Было бы правильней эту долю привязывать к квартире или нежилому помещению.

Напомним, что до 1 июля предполагалось завершение деятельности КСК и ожидался переход на новую форму управления жилыми домами ОСИ и ПТ. Однако Президент страны К.-Ж. Токаев на совещании по социально-экономическому развитию подверг критике реформы, связанные с деятельностью кооперативов собственников квартир, отметив, что функция по управлению жилым фондами не выполняется в должной мере. В связи с этим в Мажилисе принят закон о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты в сфере ЖКХ. В нем исключили норму о ликвидации отдельных форм управления жилыми домами. По мнению экспертов, лишь 12% реально создали и перешли на новые формы управления и 90% квартир продолжают обслуживать КСК.

К слову, на заседании общественного совета прозвучала информация о том, что среди 2 000 многоквартирных жилых домов в Кокшетау, ОСИ создано лишь в 137 домах, работают 39 КСК, которые обслуживают в среднем от 7 и до 60 домов. Имеются дома, которые остались бесхозными, в них нет КСК и не созданы новые формы управления ОСИ и ПТ. По мнению экспертов, как показала практика, госорганам и коммунальным службам легче работать с КСК, так как система уже налажена. Тогда как возникают определенные трудности для ПТ. Простые товарищества не всегда могут открыть счет, с ними не могут сотрудничать коммунальные службы.

От горожан поступил вопрос: «Могут ли жители потребовать через суд полной отчетности и прозрачности о деятельности КСК, поскольку эта информация не всегда доступна». Также на встрече поднимался вопрос о качественном электроснабжении в домах, в Кокшетау был случай, когда из-за проводки загорелся дом, и это не единичные моменты.

Общественники также обсудили вопрос кадровой нехватки специалистов, к примеру, в жилищной инспекции работают лишь 2 сотрудника.

«Как они могут работать с целым городом? Требуется очень много работы в данной сфере. Необходимо обновить базу данных по многоквартирным жилым домам, нужно все оцифровать и привести в норму в соответствии с современными требованиями, чтобы иметь наглядное представление о реальной ситуации в городе. Необходимо учесть все нюансы», – подчеркнули члены общественного совета.

Аруна КАНАТ