Мораль во главу угла

Новый Этический кодекс призван задать нравственные ориентиры для государственных служащих, считает руководитель департамента Агентства РК по делам государственной службы по Акмолинской области, председатель Совета по этике Думан Абилев:

«Современные государственные служащие должны отвечать требованиям, предъявляемым обществом, так как главное их назначение – служить общественным интересам граждан. При определении основополагающих принципов государственной службы в вопросах культуры взаимоотношений как внутри госаппарата, так и с обществом огромное значение придается человеческой составляющей, то есть моральным принципам и ценностям госслужащего. Ведь именно отсутствие морали в значительной мере способствует негативным явлениям, злоупотреблениям и коррупции. Это в свою очередь приводит к снижению доверия населения к институтам государственной власти и наносит урон имиджу госслужащих.

Сегодня государственные служащие являются гарантом стабильности развития страны. Именно они обеспечивают прозрачность и доступность информации, качество и оперативность предоставления государственных услуг для всех групп населения, являются эталоном честности, справедливости и профессионализма.

Все казахстанские госслужащие в своей деятельности обязаны руководствоваться Этическим кодексом, регулирующим правила поведения на службе. Согласно кодексу, они должны быть высокопрофессиональными, честными, справедливыми, скромными, соблюдать общепринятые морально-этические нормы.

Глава государства Касым-Жомарт Токаев, выступая в январе текущего года на заседании Мажилиса Парламента и в последующем на совещании по вопросам противодействия коррупции, отметил, что работа государственного аппарата требует внедрения новых подходов и перезагрузки системы государственной службы, чтобы стать сервисной и еще более клиентоориентированной.

Необходимо работать над повышением уровня доверия общества к государственным органам и улучшением обратной связи с населением. С этой точки зрения новый Этический кодекс государственных служащих РК имеет важное значение в правильном понимании и применении норм служебной этики.

Если кодекс прежней редакции объединял в себе как морально-нравственные требования к госслужащим, так и базовые принципы их поведения, то в новой редакции данный перекос устранен за счет отделения этических требований от иных положений, не относящихся к служебной этике.

Изменения коснулись и структуры самого кодекса. Там, к примеру, появилась новая глава «Этические принципы государственной службы», согласно которой служебная этика основывается на шести принципах. Это добросовестность, честность, справедливость, открытость, вежливость и клиентоориентированность. Госслужащие должны всецело ориентируясь на запросы населения, проявлять готовность к работе с общественностью и обеспечивать прозрачность своих действий.

Этический кодекс призван задать нравственные ориентиры. Цель – повысить уверенность государственного служащего в значимости его работы, укрепить чувство гордости тем, что на госслужбе он олицетворяет все перечисленные в кодексе принципы. Это своего рода присяга, которая дает право на профессиональную деятельность в госаппарате. Принося ее, государственные служащие понимают, что нарушение заложенных в ней норм приведет к осуждению со стороны общества и государства. Соответственно, строгое соблюдение норм Этического кодекса уменьшит количество проступков, дискредитирующих госслужбу.

В пользу нового кодекса говорит и тот факт, что бороться с негативными явлениями на государственной службе лишь карательными мерами вряд ли эффективно. Прежде всего, необходимо устранить коренные причины этих явлений. Другими словами, если сохраняются определенные предпосылки к злоупотреблениям, дисциплинарным проступкам, коррупции, то явление не исчезнет. Поэтому своевременные профилактические меры, в том числе разъяснение норм Этического кодекса, являются важнейшей составляющей профессионального развития государственных служащих. Они обеспечивают необходимый уровень знаний в области профессиональной этики и делового этикета, навыков их использования в профессиональной деятельности».

Егор Кожевников