Из чего складываются тарифы

Очередное заседание общественного совета было посвящено внесениям изменений в дифференцированный тариф на общественном транспорте.

Заведующий сектором технического надзора отдела жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Ерболат Серикпаев отметил, что в настоящее время в городе маршрутную сеть пассажирских сообщений обслуживают 3 автопредприятия – ТОО «Кокшетауский автобусный парк», «СейНур», «BusKokshe».
Акиматом г. Кокшетау принято постановление в 2019 г. установить дифференцированный тариф на маршруты при оплате с картой за безналичный расчет взрослым – 80 тенге и детям от 7 и до 15 лет – 40 тенге, наличными – 150 тенге, детям – 70 тенге.

Специалист пояснил, что вопрос об увеличении стоимости на проезд поднимался давно, причиной повышения тарифа на общественном транспорте являются инфляция и рост цен на ГСМ. Так, за последнее время цены на дизтопливо повысились на 20% , на бензин – на 17,4%. Данный вопрос был рассмотрен на заседании комиссии по тарифам.

В соответствии с законом о местном самоуправлении и на основании протокола заседания комиссии по тарифам поступило предложение установить стоимость проезда с помощью электронного платежа в размере 120 тенге – взрослым (наличными деньгами 200 тенге), детям от 7 и до 15 лет – 50 тенге (наличными – 100 тенге).

Генеральный директор ТОО «Кокшетауский автобусный парк» Асия Шаримова подчеркнула, что организация перевозок маршрутов – это не собственное дело перевозчиков, а социальный бизнес в рамках ГЧП.

«Государством выделяются субсидии для того, чтобы перевозить наших горожан, при этом расписания, схемы перевозок составляются госорганами в лице отдела ЖКХ, они же и объявляют конкурс, со своей стороны мы выполняем все требования.

В 2019 г. подавали свои расчеты, наши тарифы гораздо выше, чем 80 тенге, от 150 и до 350 тенге. Разницу нам выплачивает местный исполнительный орган, это прописано в законе о транспорте.

Повысить тарифы мы предлагали еще в прошлом году, но тогда был объявлен мораторий. В законодательстве прописано, что если затраты перевозчика увеличились более чем на 10%, то мы имеем право повышать тариф. К слову, ГСМ в 2017 году за литр был 139 тенге, на сегодняшний день составляет 257 тенге. 85% – это основная статья наших расходов. Кроме этого, цены на запасные части, масло, шины никем не контролируются, они значительно подорожали.

80 тенге не перекрывают всех наших расходов и затрат. К тому же мы получаем субсидирование в неполном объеме. Перевозчиков было 4, один уже обанкротился. На маршруты города теперь выезжает гораздо меньше автобусов.

Два года мы были освобождены от НДС, но льготный период заканчивается и нам его не продлевают. На следующий год у нас будет нагрузка по оплате НДС, говорят, что ставки будут повышены, тогда для нас это будет вообще катастрофа. Ситуация критичная», – подчеркнула А. Шаримова.

Также перевозчики отметили, что в регионе наблюдается дефицит кадров квалифицированных водителей автобусов. С каждым годом водителей с опытом становится меньше, а приток молодых специалистов не восполняет дефицит вакансий. К примеру, по городу Кокшетау у автопредприятий штат водительских кадров укомплектован на 56% и составляет 176 водителей, на сегодня не хватает 132 водителя.

«Вопрос подготовки водителей болезненный, его поднимаем уже на протяжении нескольких лет, но МВД не идет навстречу. Я являюсь экспертом от нашей области в двух республиканских комиссиях. Когда мы вошли в ВТО, ввели категорию D1, получается категория между легковым транспортом и автобусом.

На D1 нужно отучиться, затем три года поработать и только после этого ты получаешь категорию D и можешь работать на автобусах. Поэтому у нас нет притока новых водителей.
Спрашивают: чтобы решить эту проблему, разве нельзя обучить водителей через программу «Енбек» в центре занятости. Я являюсь уже несколько лет членом комиссии в центре занятости. Парадокс в том, что список специальностей, которым должны обучаться или переобучиваться, спускается с министерства и категории водителей там нет. У нас нет региональной карты востребованных специальностей. Такая ситуация по всему Казахстану. За последние 10 лет не выпустился ни один водитель», – отметила А. Шаримова.

В ходе встречи Лариса Луговская, председатель Акмолинского областного филиала Народной партии Казахстана предоставила расчеты.

«Когда в СМИ была опубликована статья, что будет рассматриваться проект о повышении стоимости проезда, к нам обратились граждане и мы в экстренном порядке провели общественные слушания. Мы также направили письмо в маслихат.

Я хотела бы сказать в защиту горожан. Предположим, взрослый человек 4 раза двигается по городу, чтобы добраться на работу, в день выходит по 320 тенге, умножаем на 30 дней.

Это 9 600 тенге в месяц с бюджета одной семьи и на одного взрослого. А еще, если ребенок посещает школу, выходит 2 400. 12 тысяч только за проезд ложатся нагрузкой на бюджет одной семьи, а что делать, если в семье несколько детей? Что мы будем иметь после повышения тарифов? 17 400 – это только расходы одного человека. Речь идет о малоимущих и малообеспеченных семьях. На сегодняшний день минимальная зарплата составляет 60 тысяч тенге, если 16% от зарплаты тратится на дорогу, на что тогда распределить оставшиеся деньги, как семье жить, одеться, обуться? Перевозчики все же относятся к бизнес-среде. Считаю неправильным решать таким образом вопрос за счет горожан», – пояснила специалист.

Общественники поинтересовались у перевозчиков: «Вот вы предлагаете повысить тариф, а какие улучшения будут после этого? Будут ли добавлены дополнительные маршруты, улучшится ли состояние автобусов и сервис обслуживания, продлите ли время движения общественного транспорта? Как будет решаться проблема с дефицитом водителей?

Повышение тарифов ляжет бременем на народ, и так в последнее время цены космически растут абсолютно на все, подорожали продукты питания, одежда, тарифы по всем коммунальным услугам. Понимаем, что повышение тарифов – неизбежность рыночных условий, связанных с ситуацией в мире. На самом деле чиновникам и представителям бизнес-сообщества сложно понять простой народ, так как они ездят на служебном транспорте и личных машинах. А ведь речь идет о социально уязвимых слоях населения – это пенсионеры, дети, студенты, многодетные мамы, люди с инвалидностью. Мы считаем, что вопрос, касающийся повышения стоимости проезда, нужно еще детально обсудить, чтобы избежать социального напряжения. Предлагаем создать рабочую комиссию и дополнительно изучить эту тему», – резюмировал председатель общественного совета Серик Какенов.

Аруна КАНАТ