Это нужно живым

Согласно официальным данным, солдат, пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны, призванных с территории Казахстана, насчитывается более 271 тыс. человек. Благодаря работе поисковых отрядов в последнее время все чаще находятся места их захоронений, восстанавливаются имена, предаются земле останки защитников Отечества. Неслучайно девиз поисковиков-единомышленников звучит именно так: «Война не закончена, пока не похоронен последний погибший на ней солдат».

На земле не должно быть забытых и безымянных могил, ибо человек умирает дважды: когда останавливается его сердце, и когда о нем забывают. У поисковиков есть четкая задача: искать останки солдат и медальоны, чтобы найти родственников погибших и по-человечески похоронить бойцов. В Казахстане эту миссию на себя взяло республиканское общественное объединение «Atamnyn amanaty», образованное в мае 2019 г.

«С начала деятельности поступило более 5 тыс. заявок на поиск пропавших без вести. Были установлены места захоронений более 1 100 казахстанцев. Каждый месяц поисковой группе удается передать родным сведения примерно о 30 солдатах и офицерах, до настоящего времени числившихся пропавшими без вести. Тысячи потомков смогли получить сведения о фронтовой судьбе, боевом пути и гибели героев», – отмечает координатор объединения по Акмолинской области Жадыра Аубакирова.

Кроме этого, в прошлом году объединение оказало содействие в доставке на родину и торжественном захоронении с воинскими почестями 9 солдат, чьи останки найдены на территории России и Украины. В сентябре 2020 г. в столицу были переданы останки фронтовика Азыкена Нугуманова. Семьи 120 погибших солдат при содействии организации смогли посетить места их захоронений.

«Atamnyn amanaty» подписано порядка 25 международных и республиканских меморандумов о взаимодействии и сотрудничестве, позволяющих осуществлять поисковую деятельность на территории стран-участниц Второй мировой войны. Одновременно с этим объединение осуществляет и обратный поиск, направленный на розыск и информирование родственников тех солдат и офицеров, фронтовая судьба которых уже установлена, кто погиб в плену, чьи останки обнаружены в ходе полевых поисковых работ.

Как отмечает Ж. Аубакирова, объединением также реализуются познавательные проекты, направленные на сохранение исторической памяти, преемственности поколений, развитие интереса к изучению истории своей семьи, народа и страны. Среди них – «Сөнбесің, ана, шырағың». Для проекта планируется снять серию документальных фильмов о женщинах, чьи сыновья, мужья, отцы ушли на фронт и пропали без вести.

«Республиканское объединение формирует общий список фронтовиков, пропавших без вести. В регионах находим земляков и сведения о них размещаем в Инстаграме и других социальных сетях. Уже удалось найти родных двух солдат, считавшихся пропавшими без вести.
Обычно мы находим родственников по информации, где указаны места рождения и призыва, но иногда территориально сложно вести поиск, многие области объединились.

Возникают определенные трудности в поиске семей погибших солдат, у многих нет фотографий в личных делах, предоставлена скудная информация или имеются ошибки в написании имени и фамилии. В работе нам помогают волонтеры из числа учителей-историков, работников библиотек и архивов, студенты, на местах – акиматы и управление внутренней политики. К примеру, у нас есть фотокарточка солдата, нашего земляка из Зерендинского района, находившегося в концлагере у немцев. Документы заполнены на немецком языке. Мы разместили информацию у себя на сайте, долгое время родные не находились, но недавно позвонил известный поэт-писатель Корганбек Аманжолов, он сам родом из Зерендинского района, и сообщил, что это его родственник», – отмечает координатор поискового движения.
Жадыра рассказывает, что в их семье очень бережно относятся к сохранению памяти о старшем поколении, прошедшем войну. На фронт из семьи ушли четыре человека, братья дедушки, трое вернулись, а старший Аубакир считался без вести пропавшим…

«Дедушка завещал детям и внукам найти своего старшего брата. У муллы Итжана было шестеро сыновей и дочь. Двое старших умерли в младенчестве, трое летом 1941 года ушли на фронт, а в 1944-м пошел воевать и младший сын Уали. С фронта вернулись сыновья Сергали и Имангали, а могилу старшего Аубакира родные ищут до сих пор. Достоверно известно, что он воевал в составе 106-й казахской кавалерийской дивизии, сформированной в Акмолинской области. В 1942 году дивизия приняла бой под Харьковом. Против немецких танков у казахских джигитов были шашки и сабли. Кавалерия погибла практически в полном составе, это около 4 тыс. солдат. Аубакир из Ортагаша, видимо, оказался в числе немногих выживших в этой кровавой мясорубке. Мы узнали об этом после того, как я обратилась в Харьковское общественное объединение казахстанцев «Birlik». По их информации, Аубакира перенаправили в 212-й кавалерийский полк, участвовавший в 1943 году в боях под Сталинградом. В похоронке, пришедшей в Зерендинский военкомат, было написано, что он погиб в бою под Киевом в 1944 году.

Каждый год 9 мая мы собираемся в родном ауле дедушки и даем поминальный обед в честь родных, погибших на войне. Я также попыталась восстановить генеалогическое древо нашего рода, чтобы подрастающее поколение хранило память о предках. Объездила многих родственников, собрала старые фотографии из семейных альбомов, отсканировала их.

Работа поисковых отрядов – общественно значимая, движение учит молодое поколение уважительно и с благодарностью относиться к подвигу солдат, отдавших жизнь за мирное небо. Кропотливая работа в архивах является залогом успешного проведения поисковых экспедиций также, как опыт поисков на местности облегчает архивные исследования.

Все меньше становится очевидцев военных лет, но количество запросов от родственников погибших не уменьшается, на смену детям приходят внуки и правнуки, которые не теряют надежду найти захоронение погибших. Сегодня, по оценкам экспертов, еще более 2 млн казахстанцев, потомков солдат, не вернувшихся с войны, пытаются определить судьбу своих близких и родных», – подчеркивает Ж. Аубакирова.

Сулу КУАНЫШЕВА